в ,

Тренировка молодых лыжников-гонщиков в Швеции часть 3

Продолжаем. Рассмотрим модель лыжных гимназий как модель развития. Важно отметить два момента о лыжных гимназиях Швеции:

  1. В Швеции спортсмены и их родители понимают и принимают все аспекты вокруг тренировочного процесса необходимого для подготовки гонщиков мирового уровня.
  2. Все шведские гонщики элиты получают отличное обучение и максимальный уровень тренированнности в 7-ми лыжных гимназиях, расположенных по всей стране. Миссия этих гимназий — создать условия для достижения лыжником результатов мирового уровня.

Первый момент очень важен. Прежде чем атлет поступит в гимназию, он и его родители получают полную информацию об обучении, о тех тренировочных нагрузках которые необходимы для того, чтобы стать спортсменом мирового уровня. Это необходимо для правильного решения со стороны родителей и спорсмена. Перспективные лыжники и их родители приезжают с гимназию и проводят несколько дней за полгода до поступления в гимназию. Они получают полную информацию об обучении, методике, теории тренировок, о тех составляющих из которых складывается развитие гонщика экстра-класса. На основе этих консультаций родители и спортсмены принимают осознанное решение о поступлении в гимназию и о том, что для роста спортсмена необходимо длительное время 6-8 лет.

В гимназии введено правило ежегодного посещения гимназии родителями. Каждый год родители проводят 2 дня в гимназии и получают полную информацию об учебном и тренировочном процессе. По мере становления спортсменов увеличивается тренировочная нагрузка и количество получаемой родителями информации. Родители в течение года имеют возможность следить за ростом результатов.

В основе обучения в лыжных гимназиях лежит принцип единения академического образования и тренировочного процесса. Если в обычных школах дети учатся до 15-16 часов и потом бегут на тренировки, то в спортивных гимназиях спортсмены совмещают учебу и тренировки на протяжении всего дня.

Сегодня в лыжных гимназиях спортсмены за 4-е года обучения получают знания 3-х летнего курса обучения в обычных школах. Это высвобождает дополнительное время и позволяет оптимально тренироваться два раза в день. Кроме этого режим дня расписан так, чтобы было достаточно времени для учёбы, тренировок, выполнения домашних заданий, дополнительного сна, правильной еды и небольшого количества свободного времени. Спортсмены, которые не достигают элитного уровня по окончании гимназии получают достаточный уровень образования, чтобы можно было поступить в большинство университетов.

Так как цели у лыжной гимназии — готовить лыжников экстра-класса, то и требования для поступающих спортсменов очень высоки. Проводистя селекция среди 14-15 летних лыжников по всей Швеции. Обращается внимание на природную скорость на коротких дистанциях (2.5 — 5 км). Когда сформирован круг перспективных соискателей, тренеры гимназии проводят совместную селекцию спортсменов и выбирают потенциальных спортсменов для поступления в гимназию. Кроме этого постоянно тренеры посещают летние и зимние лагеря для лыжников и наблюдают за молодыми гонщиками.

На основе данных приципов можно сказать, что 99 процентов спортсменов национальной команды Швеции — это выпускники лыжных гимназий. Общие показатели эффективности работы 7-ми гимназий — каждый третий выпускник достигает уровня национальной команды Швеции.

Классы и возраст спортсменов в лыжных гимназиях: 

  • Первый год 17 лет
  • Второй год 18 лет
  • Третий год 19 лет
  • Четвёртый год 20 лет

Размер класса в лыжной гимназии:

  • Максимально 4-6 спортсменов в одном классе

Места расположения 7-ми лыжных гимназий:

  • Юг Швеции — Ulricehamn
  • Середина Швеции — Torsby, Mora
  • Север-центр Швеции — Järpen, Sollefteå, Lycksele
  • Север Швеции — Gällivare

Отличительные черты гимназий — это высококачественные тренировочный процесс и тренировочные программы, хорошее академическое образование. Что приносит успех в работе лыжных гимназий и даёт высокую эффективность работы на выходе (гонщики национального уровня):

  •  Ежедневное, постоянное общение тренера и спортсмена 17-20 лет в течении 9 месяцев в году.
  • Тренировочная программа, расчитанная на долгосрочное и постоянное улучшение результатов.
  • Сплоченная группа спортсменов, ориентированная тренером на достижение максимальных результатов в долгосрочном плане. Высокая мотивированность в достижении поставленных целей.
  • Дополнительное образование в области теории спортивной тренировки, техники, спортивной физиологии, питания, подготовки инвентаря и смазки лыж.
  • Прекрасные условия для тренировок, полный набор средств и сооружений для проведения качественных тренировок летом и зимой.
  • Возможность участия в международных соревнованиях для 2-3 лучших лыжников каждого возраста.
  • Высокообразованные тренеры с огромным опытом практической работы.

Основные направления тренировочной программы лыжных гимназий.

Прежде чем изучать планы подготовки спортсменов важно определить основные направления тренировочной программы и основные виды тренировочной деятельности, которые являются типичными для шведской системы подготовки лыжников-гонщиков.

Основные направления тренировочной программы:

  • Дистанционная работаа
  • Интервальная работа
  • Силовая работа для верхнего плечевого пояса
  • Силовая работа для общего развития
  • Силовая работа специального назначения
  • Скоростная работа

Основные виды тренировочной деятельности:

  • Бег
  • Передвижение на лыжероллерах
  • Передвижение на лыжах
  • Прыжковая и шаговая имитация в гору
  • Передвижение на велосипеде
  • Гребля на каяках
  • Другие виды деятельности

Рассмотрим более подробно основные направления тренировочной программы:

1. Дистанционная работа. Все дистанционные тренировки проводятся в режиме ЧСС на 40-80 ударов в минуту ниже, чем максимальное значение ЧСС для каждого спортсмена. Для молодых гонщиков 17 лет и старше 2-х часовые дистанционные тренировки являются основными в недельном цикле.

2. Интервальная работа. Все интервальные тренировки проводятся в режиме ЧСС на 10-20 ударов в минуту ниже, чем максимальное значение ЧСС для каждого спортсмена. В среднем проводится 2 интервальных тренировки в недельном цикле, круглогодично.

3. Силовая работа для верхнего плечевого пояса. Программа предоставляет возможность раздельной тренировки верхнего плечевого пояса и ног. Например утром спортсмены используют коньковый стиль передвижения, много работают без палок, вечером на тернировке спортсмены работают только с использованием одновременных ходов. Верхний плечевой пояс тренируется такими же методами, что и ноги. Используются дистанционне и интервальные тренировки. Силовая работа для верхнего плечевого пояса (обновременный бесшажный ход, одновременный одношажный ход, коньковый ход с работой рук под каждую ногу) состоит из 1-2 часовых дистанционных или интервальных тренировок, 1-3 раза в неделю.

4. Силовая работа для общего развития. Направлена на развитие мышечного баланса всех мышечных групп и увеличение мышечной массы. Направлена на предотвращение возникновения травм у спортсменов во время их основной деятельности. Силовая работа для общего развития проводится 2-3 раза в неделю во время подготовительного периода и 1-2 раза в неделю в зимний период. Основной метод силовой подготовки — круговой. В основном это 8-12 упражнений в серии на основные группы мышц всего тела, серии поторяются 3-5 раз по кругу. Эффективное время работы 12-18 минут.

5. Силовая работа специального назначения. Специальная силовая работа проводится для верхнего плечевого пояса и для ног. В основном это интервальная работа, состоящая из 30-60 секунд работы плюс 2-3 минуты отдыха между интервалами. Например: 30 — 30 — 60 — 60 — 60 — 30 — 30 = 5 минут эффективной работы. На тренировке получается 5-10 минут эффективной работы. Тренировки проводятся 1-3 раза в неделю. Тренировки такого типа никогда не включаются в последние 6 дней перед важными соревнованиями.

6. Скоростная работа. Направлена на развитие скорости и мощности. Используется постоянно во время дистанционных и интервальных тренировок. 6-10 раз по 15-20 секунд «взрывы» на лыжах или лыжероллерах во времы дистанционной работы это норма.

О тренировочных программах поговорим в следующий раз.

Автор публикации Сергей Иванов

Безвыходных ситуаций не существует. Существуют люди не желающие искать выход.

Добавить комментарий

Тренировка молодых лыжников-гонщиков в Швеции часть 2

Тренировка молодых лыжников-гонщиков в Швеции часть 4