Продолжаем. Рассмотрим модель лыжных гимназий как модель развития. Важно отметить два момента о лыжных гимназиях Швеции:
- В Швеции спортсмены и их родители понимают и принимают все аспекты вокруг тренировочного процесса необходимого для подготовки гонщиков мирового уровня.
- Все шведские гонщики элиты получают отличное обучение и максимальный уровень тренированнности в 7-ми лыжных гимназиях, расположенных по всей стране. Миссия этих гимназий — создать условия для достижения лыжником результатов мирового уровня.
Первый момент очень важен. Прежде чем атлет поступит в гимназию, он и его родители получают полную информацию об обучении, о тех тренировочных нагрузках которые необходимы для того, чтобы стать спортсменом мирового уровня. Это необходимо для правильного решения со стороны родителей и спорсмена. Перспективные лыжники и их родители приезжают с гимназию и проводят несколько дней за полгода до поступления в гимназию. Они получают полную информацию об обучении, методике, теории тренировок, о тех составляющих из которых складывается развитие гонщика экстра-класса. На основе этих консультаций родители и спортсмены принимают осознанное решение о поступлении в гимназию и о том, что для роста спортсмена необходимо длительное время 6-8 лет.
В гимназии введено правило ежегодного посещения гимназии родителями. Каждый год родители проводят 2 дня в гимназии и получают полную информацию об учебном и тренировочном процессе. По мере становления спортсменов увеличивается тренировочная нагрузка и количество получаемой родителями информации. Родители в течение года имеют возможность следить за ростом результатов.
В основе обучения в лыжных гимназиях лежит принцип единения академического образования и тренировочного процесса. Если в обычных школах дети учатся до 15-16 часов и потом бегут на тренировки, то в спортивных гимназиях спортсмены совмещают учебу и тренировки на протяжении всего дня.
Сегодня в лыжных гимназиях спортсмены за 4-е года обучения получают знания 3-х летнего курса обучения в обычных школах. Это высвобождает дополнительное время и позволяет оптимально тренироваться два раза в день. Кроме этого режим дня расписан так, чтобы было достаточно времени для учёбы, тренировок, выполнения домашних заданий, дополнительного сна, правильной еды и небольшого количества свободного времени. Спортсмены, которые не достигают элитного уровня по окончании гимназии получают достаточный уровень образования, чтобы можно было поступить в большинство университетов.
Так как цели у лыжной гимназии — готовить лыжников экстра-класса, то и требования для поступающих спортсменов очень высоки. Проводистя селекция среди 14-15 летних лыжников по всей Швеции. Обращается внимание на природную скорость на коротких дистанциях (2.5 — 5 км). Когда сформирован круг перспективных соискателей, тренеры гимназии проводят совместную селекцию спортсменов и выбирают потенциальных спортсменов для поступления в гимназию. Кроме этого постоянно тренеры посещают летние и зимние лагеря для лыжников и наблюдают за молодыми гонщиками.
На основе данных приципов можно сказать, что 99 процентов спортсменов национальной команды Швеции — это выпускники лыжных гимназий. Общие показатели эффективности работы 7-ми гимназий — каждый третий выпускник достигает уровня национальной команды Швеции.
Классы и возраст спортсменов в лыжных гимназиях:
- Первый год 17 лет
- Второй год 18 лет
- Третий год 19 лет
- Четвёртый год 20 лет
Размер класса в лыжной гимназии:
- Максимально 4-6 спортсменов в одном классе
Места расположения 7-ми лыжных гимназий:
- Юг Швеции — Ulricehamn
- Середина Швеции — Torsby, Mora
- Север-центр Швеции — Järpen, Sollefteå, Lycksele
- Север Швеции — Gällivare
Отличительные черты гимназий — это высококачественные тренировочный процесс и тренировочные программы, хорошее академическое образование. Что приносит успех в работе лыжных гимназий и даёт высокую эффективность работы на выходе (гонщики национального уровня):
- Ежедневное, постоянное общение тренера и спортсмена 17-20 лет в течении 9 месяцев в году.
- Тренировочная программа, расчитанная на долгосрочное и постоянное улучшение результатов.
- Сплоченная группа спортсменов, ориентированная тренером на достижение максимальных результатов в долгосрочном плане. Высокая мотивированность в достижении поставленных целей.
- Дополнительное образование в области теории спортивной тренировки, техники, спортивной физиологии, питания, подготовки инвентаря и смазки лыж.
- Прекрасные условия для тренировок, полный набор средств и сооружений для проведения качественных тренировок летом и зимой.
- Возможность участия в международных соревнованиях для 2-3 лучших лыжников каждого возраста.
- Высокообразованные тренеры с огромным опытом практической работы.
Основные направления тренировочной программы лыжных гимназий.
Прежде чем изучать планы подготовки спортсменов важно определить основные направления тренировочной программы и основные виды тренировочной деятельности, которые являются типичными для шведской системы подготовки лыжников-гонщиков.
Основные направления тренировочной программы:
- Дистанционная работаа
- Интервальная работа
- Силовая работа для верхнего плечевого пояса
- Силовая работа для общего развития
- Силовая работа специального назначения
- Скоростная работа
Основные виды тренировочной деятельности:
- Бег
- Передвижение на лыжероллерах
- Передвижение на лыжах
- Прыжковая и шаговая имитация в гору
- Передвижение на велосипеде
- Гребля на каяках
- Другие виды деятельности
Рассмотрим более подробно основные направления тренировочной программы:
1. Дистанционная работа. Все дистанционные тренировки проводятся в режиме ЧСС на 40-80 ударов в минуту ниже, чем максимальное значение ЧСС для каждого спортсмена. Для молодых гонщиков 17 лет и старше 2-х часовые дистанционные тренировки являются основными в недельном цикле.
2. Интервальная работа. Все интервальные тренировки проводятся в режиме ЧСС на 10-20 ударов в минуту ниже, чем максимальное значение ЧСС для каждого спортсмена. В среднем проводится 2 интервальных тренировки в недельном цикле, круглогодично.
3. Силовая работа для верхнего плечевого пояса. Программа предоставляет возможность раздельной тренировки верхнего плечевого пояса и ног. Например утром спортсмены используют коньковый стиль передвижения, много работают без палок, вечером на тернировке спортсмены работают только с использованием одновременных ходов. Верхний плечевой пояс тренируется такими же методами, что и ноги. Используются дистанционне и интервальные тренировки. Силовая работа для верхнего плечевого пояса (обновременный бесшажный ход, одновременный одношажный ход, коньковый ход с работой рук под каждую ногу) состоит из 1-2 часовых дистанционных или интервальных тренировок, 1-3 раза в неделю.
4. Силовая работа для общего развития. Направлена на развитие мышечного баланса всех мышечных групп и увеличение мышечной массы. Направлена на предотвращение возникновения травм у спортсменов во время их основной деятельности. Силовая работа для общего развития проводится 2-3 раза в неделю во время подготовительного периода и 1-2 раза в неделю в зимний период. Основной метод силовой подготовки — круговой. В основном это 8-12 упражнений в серии на основные группы мышц всего тела, серии поторяются 3-5 раз по кругу. Эффективное время работы 12-18 минут.
5. Силовая работа специального назначения. Специальная силовая работа проводится для верхнего плечевого пояса и для ног. В основном это интервальная работа, состоящая из 30-60 секунд работы плюс 2-3 минуты отдыха между интервалами. Например: 30 — 30 — 60 — 60 — 60 — 30 — 30 = 5 минут эффективной работы. На тренировке получается 5-10 минут эффективной работы. Тренировки проводятся 1-3 раза в неделю. Тренировки такого типа никогда не включаются в последние 6 дней перед важными соревнованиями.
6. Скоростная работа. Направлена на развитие скорости и мощности. Используется постоянно во время дистанционных и интервальных тренировок. 6-10 раз по 15-20 секунд «взрывы» на лыжах или лыжероллерах во времы дистанционной работы это норма.
О тренировочных программах поговорим в следующий раз.