в ,

Тренировка молодых лыжников-гонщиков в Швеции часть 2

Продолжаем. Рассмотрим общие вопросы философии тренировочного процесса молодых лыжников Швеции.

1. Максимальное внимание нужно уделять спортсменам в возрасте 16-24 года, чтобы обеспечить возможность оптимального и непрерывного роста результатов.

Индивидуальные виды спорта требуют длительного времени для становления спортсмена. По мнению Бенгта Стоттина нужно как минимум 6 лет после окончания начальной специализации для того, чтобы выйти  на уровень гонщиков этапов кубка мира. Успешные выступления на уровне юниорского чемпионата мира это только первый шаг на пути становления гонщика мирового уровня. Очень важно помнить, что улучшение спортивных результатов напрямую связано с той тренировочной нагрузкой, которую могут переварить спортсмены. Процесс взросления организма каждого спортсмена происходит неравномерно по времени. Поэтому необходимо принять как факт то, что рост результатов молодых спортсменов не будет происходить линейно по прямой линии, будет несколько скачков и плато. Нужно запастись терпением, чтобы вывести спортсмена на максимальный уровень когда он переходит во взрослую категорию. Вся работа должна быть направлена на максимальный результат после 23-х лет. Вот формула успеха по мнению Бенгта: 2 х 7 х 52 х 10. Другими словами, чтобы спортсмен вышел на уровень стабильных результатов кубка мира нужно тренироваться 2 раза в день, 7 дней в неделю, 52 недели в год в течение 10 лет.

2. Тренировка на выносливость относительно простая. Однако нужно применять новые научные разработки и подходить к тренировочному процессу творчески. Нужно научить спортсмена слушать свой организм, определять степень усталости и реакцию на нагрузку.

 Для атлетов-первогодок в гимназии Соллефтеа интенсивность тренировок определена следующим образом:

  • Дистанционная работа проходит на пульсовых режимах 40-80 ударов ниже максимального значения ЧСС данного спортсмена.
  • Интервальная работа походит на пульсовых режимах 10-20 ударов ниже максимального значения ЧСС данного спортсмена.

Все спортсмены используют мониторы сердечного ритма. Это позволяет научить спортсмена чувствовать темп (интенсивность) тренировки в зависимости от дистанциии и скорости передвижения. Спортсмены не смотрят на мониторы во время тренировки, но после тренировки все данные скачиваются в компьютер и вместе с тренеров осуществляется анализ тренировки и интенсивности. Спортсменов учат соотносить частоту дыхания и мышечное чувство с двумя данными тренировочными интенсивностями. По мере обучения спортсменов, накопления знания и опыта в слушании своего организма, начинают вводиться новые тренировочные зоны интенсивности, вторая аэробная зона, зона ПАНО. Эти зоны не используются у начинающих лыжников, но по мере роста и спортсменов и их результатов, эти зоны начинают играть важную роль в тренировочном процессе. Необходимо строго придерживаться данных двух тренировочных зон у начинающих лыжников, так как, если не следить за этим, то 14 и 15-летние спортсмены как правило всегда перебирают с интенсивностью во время тренировок.

3. Сначала закладывается основа. Нужно создавать для спортсмена отличные возможности для тренировок. Нужно создавать прочную доверительную связь тренер — спортсмен. Нужно, чтобы спортсмен участвовал в процессе подготовки.

Прежде чем приступать в совершенствованию тренировочного процесса и выходить на конкурентный уровень с помощью спортивной науки и спортивных технологий нужно создать для этого хорошую основу у спортсмена. Все нужно делать шаг за шагом, без спешки. Вся программу обучения должна строиться так, чтобы спортсмен вышел на максимальный уровень во взрослом возрасте. Доверительные отношения спортсмен-тренер должны сформироваться к 17 годам спортсмена, которые позволят направлять спортсмена на протяжении всей его карьеры.

4. Максимальные аэробные способности должны непрерывно расти на протяжении карьеры спортсмена. Для этого нужен постоянный контроль и баланс в дитанционной и интервальной работе с юными  спортсменами.

Аэробные способности спортсмена должны расти естественным путём на всём протяжении становления спортсмена, без форсирования подготовки, путём сочетания оптимального объёма и оптимальной интенсивности. На начальном этапе это достигается  путём использования:

  • Одной 2-х часовой длительной дистанционной тренировки в неделю
  • 2-3 высокоинтенсивных интервальных тренировок в неделю

2-х часовая длительная дистанционная тренировка является основным учебным «продуктом» в течение года. Две интервальных тренировки в неделю это также норма как для подготовительного, так и для соревновательного периодов.

5. Тренировочный процесс строится так, чтобы тренировочные стимулы обязательно сопровождались восстановлением, что ведёт к долгосрочной адаптации. Тренировки строятся на основе 2-х или 3-х дневных блоков с 2-мя или 3-мя днями отдыха в неделю. 

В ходе длительной работы сформировалось следующее оптимальное распределение нагрузки в течение  недели. Главным критерием служит отсутствие травм и отсутствие простудных и других заболеваний спортсменов в течение года. Это также косвенно может подтверждать правильность выбранных объёмов и интенсивности работы. Для спортсменов 16-19 лет оптимальным являются тренировочные блоки по 2 или 3 дня с 2-3 днями отдыха в неделю. Это даёт время на адекватное восстановление и способствует долговременной адаптации к нагрузкам. Следуя этой схеме можно давать большие тренировочные импульсы во время интервальных и силовых тренировок. У юниоров (19 лет и старше) построение тренировочной недели включает 1-2 дня отдыха в неделю.

6. Тренировка верхней части тела должна строиться аналогично тренировкам нижней части тела, используя такой же арсенал дистанционной и интервальной работы. Однако всю работу нужно строить на основе научных знаний.

Дистанционная работа с использование только одновременных ходов на протяжении 1-2 часов способствует развитию верхней части тела, что особенно актуально в последнее время, когда большая часть дистанции в гонках с классическим стилем передвижения проходится одновременными ходами. Использование дистанционной и интервальной работы в развитии верхнего плечевого пояса улучшает каппиляризацию, увеличивает размер и количество митохондрий. Необходимую адаптацию можно получить также используя одновременные ходы при подъёме в гору. Как дополнение для развития мощности отталкивания используется 30-60 секундные максимальные ускорения при использованиии одновременного бесшажного хода.

7. Обучение спортсменов. Для того, чтобы спортсмен активно участвовал в тренировочном процессе, нужно обучать спортсменов основам физиологии, методикам тренировок, питания, психолигии. Он должен знать зачем и почему это делается.

Обучение спортсменов происходит во время организованных занятий в классных комнатах. Обязательное предтренировочное построение 15-20 мину и рассказ о том что будет делаться на кажной тренировке. Для того, чтобы сформировать философию «думающего» спортсмена необходимо постоянное общение и обучающие занятия. В итоге должно получиться так, чтобы спортсмен мог самостоятельно принимать решения относительно своего тренировочного распорядка на основе полученных знаний, ощущений и сигналов своего организма.

8. Научить спортсменов как распознавать признаки перетренировки и определять степень нагрузки и усталости.

Спортсмены должны отслеживать своё состояние и записывать определённые данные, которые помогут избежать перетренировки. Каждый атлет ежедневно измеряет и записывает свой утренний пульс в покое, мышечное чувство и боли по специальной шкале от 1 до 4, общую физическую готовность по шкале от 1 до 10. Каждый спортмен ведёт  дневник, где фиксируются в том числе и данные показатели. Поэтому можно отследить реакцию спортсмени на ту или иную нагрузку, его степень восстановления. Во время общения с тренером и анализа всех этих данных спортмен начинает понимать какие моменты характеризуют перегрузку и перетренировку. На основе этих данных спортсмен может определить степень нагрузки и усталости и может самостоятельно скорректировать свою подготовку.

9. Обучать технике лыжных ходов с точки зрения общего плана. Исправлять главные ошибки, которые помогут решить мелкие проблемы. Максимальное использование видеозаписей.

Анализ техники и технические приёмы используются исходя общего законченного образа движения лыжника. При анализе исходят из следующих 5 технических моментов:

  • Перенос веса спортсмена и баланс
  • Положение тела и его частей
  • Маятниковые движения
  • Отталкивание
  • Ритм и расслабление

Исправление ошибок достигается путем постоянной корректировки, получения 1-2 коротких, простых замечаний. Использование видеозаписей для последующего анализа и выбора корректирующих упражнений. Всё должно быть направлено на обучение всем стилям передвижения, и классическому и коньковому. Ставка делается на всестороннее владение всеми стилями передвижения.

10. Не заставлять а направлять и поддерживать спортсмена. Он должен сам понять, что нужно очень упорно трудиться

Главное в работе тренера это создать условия, когда спортсмен будет сам упорно трудиться, постоянно думать и анализировать, делать всё, что в его силах, чтобы стать супер-атлетом. Очень важно, чтобы спортсмен никогда не опаздывал ни на тренировки ни на занятия в классе, чтобы он мог самостоятельно подготовить инвентарь для тренировок и соревнований, чтобы он следил за своим здоровьем, не болел и был всегда в форме. Необходимо поощрять и одобрять любые правильные стремления спортсмена по улучшению тренировочного процесса и участию в соревнованиях.

Единение психического и физического состояния спортсменов.

  •  Спросите себя о том, что вы принимаете на себя ответственность и обязательства по достижению поставленных целей?
  • Создавайте свои тренировки так, чтобы они были максимально эффективными.
  • Работайте над своими слабыми сторонами и качествами.
  • Будьте самостоятельными и независимыми. Собирайте информацию и знания о лыжах, смазке, технике, тренировках, экипировке.
  • Слушайте свой организм и те сигналы, которые он посылает в ответ  на нагрузку. Ежеденевно фиксируйте утренний пульс в покое, мышечное чувство и общее состояние. Лучше отдохнуть лишний день посте простуды и сохранить здоровье, чем начинать интенсивно тренироваться сразу после болезни.
  • Будьте благоразумны и внимательны со своим здоровьем.
  • Не забывай правильно питаться. Без этого нет погресса в тренировках.
  • Будьте уверены в том, вы достаточно восстановились между тренировками.
  • Одевайтель по погоде. И незамедлительно переодевайтесь в сухое сразу после тренировки.
  • Алкоголь и наркотики не совместимы со спортом высших достижений.

Думайте об «общей, большой картине». Много маленьких кусочков мозайки собираются в единое целое. Если будет утеряно несколько кусочков, то картина может и не собраться. Всё должно быть сбаланировано и тренировки, и учёба, и семья, и друзья. Вы должны быть счастливы, что у вас есть любимое дело, друзья, семья. Вы должны быть позитивно настроены и смотреть в будущее. Ведь вы его строите своими руками.

Очень важно воспитывать самостоятельность и ответственность молодых спортсменов. Они должны постоянно получать такие уроки во время тренировок и соревнований. Например:

  • Собирать знания о тренировках, технике, экипировке, питанию, смазке лыж.
  • Учиться делать самостоятельный выбор.
  • Учиться как можно решить проблему самостоятельно.
  • Отвечать за самостоятельно сделанный выбор.
  • Заботиться о своём инвентаре.
  • Уметь самостоятельно готовить лыжи для тренировок и соревнований.
  • Брать на себя ответственность по работе над своими слабыми сторонами подготовки.
  • Время от времени проверять свои пределы в тренировках и соревнованиях. Возможно прикладывать где-то сверхусилия, чтобы посмотреть свои максимальные возможности.

О том как устроены лыжные гимназии поговорим в следующий раз.

Автор публикации Сергей Иванов

Безвыходных ситуаций не существует. Существуют люди не желающие искать выход.

Добавить комментарий

Тренировка молодых лыжников-гонщиков в Швеции часть 1

Тренировка молодых лыжников-гонщиков в Швеции часть 3