Интересную статью обнаружил. Вот основные идеи из неё.
Быстрый старт выигрывает гонку. Ключевым является повышение усилия (интенсивности) а не скорости.
Недавние исследования, опубликованные в Европейском журнале прикладной физиологии, показывают, что во время лыжной гонки на 10 км (4 круга по 2,5 км) скорость передвижения снижается на последующих кругах по сравнению со скоростью на первом круге.
В исследовании участвовали 11 норвежских лыжников-гонщиков национального уровня, которые тренируются 12-15 часов в неделю и активно участвуют в соревнованиях. Все они опытные спортсмены и знают как нужно раскладывать силы по дистанции, чтобы получить максимальный результат. Так что же происходит? Неужели, если они все будут начинать гонку слишком быстро, то это будет в ущерб конечному результату?
Оказалось, что не всё так просто. Особенно это касается гонок с раздельным (интервальным) стартом. В то время, как основная стратегия всех гонок на сегодня это проходить все круги с улучшением (последний круг быстрее, чем первый), исследователи в различных видах спорта на выносливость обнаружили, что быстрый старт с последующим снижением и сохранением скорости на оставшихся кругах не обязательно ведёт к худшему результату в итоге.
Например в скоростном беге на коньках исследователи обнаружили, что на дистанциях от 3 до 10 км, у всех спортсменов наблюдается снижение скорости на последующих кругах. Это происходит как у медленных атлетов, так и у победителей. Это верно для соревнований любого уровня.
В беге наблюдается та же тенденция. Например в беге на 10 км скорость падает после быстрого старта, но она падает сильнее у менее подготовленных спортменов, чем у топовых атлетов.
Естественно на последних метрах дистанции и в лыжах, и в беге, и в коньках скорость возрастает за счёт финишного ускорения. Но это последние 400-500 м, не более.
Да, все это относится больше к гонкам с раздельным стартом. В гонках с масстартом гонщики пытаются экономить усилия для финишного ускорения.
Это относится и к спринтерских лыжным гонкам. Наблюдения за 9 элитными шведскими лыжниками-спринтерами показали, что второй круг спринтерской дистанции в квалификации проходится в среднем на 3% медленнее, чем первый круг.
В конькобежном спорте, в борьбе с секундомером, что-то экономить не имеет смысла. Поэтому стратегия по раскладке строится исходя из этого.
Учёные установили, что во время лыжной гонки на 10 км (4 х 2,5 км) после быстрого начала скорость на 2 и 3 кругах падает, хотя интенсивность остаётся более или менеее постоянной. На заключительном круге интенсивность возрастает до самого финиша. Последний круг немного быстрее, чем 2 и 3 круги, однако это в пределах статистической погрешности.
Кроме того, те, кто выбирал другую стратегию (2 и 3 круги быстрее первого) поплатились за это в итоге. Как правило в 10-ке первых все лыжники примерно с одинаковым МПК. Однако ученые верят в то, что те, кто финишировал с 5 по 10 места пытались увеличить темп гонки на 2 и 3 кругах. И этот повышенный расход энергии не позволил им подняться выше. Это можно назвать ошибочной стратегией по выбору темпа гонки.
Исследование:
Чемпионат мира 2015 в Фалуне. Раздельный старт. Во время женской гонки на 10 км погода внесла свои коррективы. Но во время 15 км мужской гонки условия у всех стартовавших были примерно одинаковыми. Если посмотреть на темп гонщиков на двух кругах по 7,5 км, то данные предположения (быстрое начало приводит к лучшему результату) находят подтверждение. Швед Юхан Ульссон выиграл гонку именно в таком ключе.
Да, конечно, длина двух кругов несколько различается, стартовая и финишная линия разнесены, но это влияет на всех гонщиков одинаково. Можно сделать вывод, что второй круг медленнее, так как он несколько длинее, однако, тенденция в быстром первом круге прослеживается у всех, кто стоит выше в протоколе гонки на 15 км с раздельным стартом.
Далее: Быстрый первый круг не значит, что это неизбежно приводит к значительному снижению скорости на втором круге. Лыжники, кто финишировал в первой 30-ке, имели различие во времени 1 и 2 кругов, однако это мало коррелировало к тому месту, которое они заняли в итоге. Единственное исключение русский канадец Иван Бабиков. Он пробежал второй круг значительно быстрее первого. Другая стратегия гонки, с акцентом на второй круг. Однако при самом быстом 2 круге он занял всего лишь 20 место.
Вариации, кто и на сколько замедлился на 2 круге, не существенны, если смотреть на картину в целом. Связь между временем 2-го круга и результатом менее явственна, чем связь между временем 1-го круга и финишным результатом. Есть определённый разброс, если смотреть на всю 30-ку сильнейших, но тенденция чем быстрее первый круг — тем лучше результат просматривается явно.
Продолжаем: Предыдущие исследования рассматривали вопросы планирования темпа лыжной гонки применительно к пересеченной местности. Более высокая интенсивность на подъёмах и восстановление на спусках. Из этого строилась стратегия гонки и тренировок, когда периоды сверхнапряжений на тяжёлых участках дистанции чередовались с периодами восстановления на участках средней трудности.
Сейчас гонки стали проводиться всё больше по кругам, коротким кругам. И на сегодня пока недостаточно исследований на предмет стратегии в гонках по кругам. Данная статья немного заставляет задуматься об этом.
Небольшое изучение результатов индивидуальных гонок 2015 в Фалуне даёт пищу для размышленй о стратегии в гонках с индивидуальным стартом по кругам. Видится, что стратегия с максимально быстрым первым кругом и поддержкой скорости на втором круге приносит лучшие результаты, чем стратегия на прохождение второго круга быстрее, чем первый.
Однако пройдет время и нужны статистические данные для подтверждения данной теории. Поэтому нужно пробовать, собирать данные, изучать и сопоставлять результаты, чтобы предположения стали подтверждённой теорией.