в

Степан Вахмин – из каждой мелочи складывается результат

С разрешения автора публикую интересное интервью со Степаном Вахминым. Думаю сам атлет также не будет против, ведь больше людей смогут узнать о людях, которые любят триатлон, пропагандируют его. Поражает профессиональный подход к своему делу, даже в мелочах. Просто фанат триатлона.

Одержав несколько громких побед, Степан Вахмин бесспорно является одним из сильнейших триатлетов России среди любителей. Однажды вечером Степан нашел время, чтобы ответить на несколько наших вопросов.

 — С чего и когда началась твоя спортивная жизнь?

— В 5 лет мама привела меня в секцию плавания. Но мне что-то не понравилось и я перестал заниматься. Спустя год, уже бабушка проявила настойчивость, после чего я по-настоящему втянулся и прозанимался уже много лет до окончания школы.

 — Как произошло твое знакомство с триатлоном?

— В 2006 году я ездил в Ирландию и там, плавая в бассейне, познакомился с одним парнем, который рассказал, что зарабатывает деньги триатлоном. Мне стало интересно, как это и что это за вид спорта такой. К тому же, как мне казалось, я неплохо ездил на велосипеде и поэтому решил попробовать.

 — Твой первый старт и опыт в триатлоне?

— Первый старт — спринтерская дистанция в «Бережках» в 2008 году. Стартового опыта не было и поэтому было очень тяжело. Проплыл я понятно хорошо, вылез из воды в первой пачке, но на велосипеде просто задохнулся, не рассчитав темп и дистанцию, поэтому бежать уже не мог, а просто шел пешком. После подробного анализа пытался понять, что сделал не так. Первые 3 года я занимался только короткими дистанциями в силу своих спринтерских особенностей. Года два показывал скромные результаты. Вскоре начал понимать, что мне очень не хватает нормального бега и начал плотно заниматься с тренером по бегу. Первые два года просто ходил пешком. Тренировки заключались в часе быстрой ходьбы. Дело в том, что у пловцов формирование косно — суставного аппарата совсем другое чем у бегуна или велосипедиста. Стопы у бегуна должны быть жесткими, а у пловца они мягкие. А если есть излишки веса, например, у меня как у спринтера, то это еще сложней. Поэтому нужно было «закостенеть», подготовить суставы и сделать их более жесткими. Этот процесс длился у меня долго и я побежал только на третий год. В итоге, только последние два года из 8-ми лет занятий триатлоном я начал нормально бегать для своего уровня. На мой взгляд, я еще могу прилично прогрессировать в беге. В первую очередь, за счет снижения веса, который имеет очень большое значение для бега на длинные дистанции. Например велосипедист Крисс Фрум снижает свой вес с 75 до 68 кг и при той же мощности начинает просто лететь в гору.

— Есть ли в триатлоне такое понятие как основной, главный вид за счет которого можно выиграть?

— Нет. В триатлоне все три вида имеют значение. Нельзя за счет чего то одного выигрывать. Все дисциплины должны быть на хорошем уровне и подготовкой каждого вида надо серьезно заниматься. Бесспорно, что сильнейшими триатлетами становятся велосипедисты или бегуны, но плавание так же имеет огромное значение. В воде можно проиграть очень много и потом будет очень сложно догонять. Хороший велосипедист, проплыв со всеми вместе может уехать так, что его потом за счет бега не догонят. Хороший бегун проплывет и проедет со всеми, а потом убежит.

К тому же очень сильно все зависит от уровня и длины дистанции. Например, в «олимпийке» или спринте стоит проиграть 30 секунд в плавании и тогда в призы попасть уже не реально.

В «половинке» все зависит от уровня подготовки и ситуации на дистанции. Например в Турции, любители стартовали через 5 минут после профиков. Я знал, что смогу догнать многих в воде, чтобы на велосипеде ехать уже с профессионалами. В нашем виде спорта, часто бывает, что плохой пловец как правило хороший велосипедист. У меня получилось добрать слабых пловцов и ехать уже с сильными велосипедистами. В слаженной работе с другими участниками соревнований у меня получилось создать 8 минут преимущества от следующего любителя. Получилось так, что за счет сильной связки плавание-велосипед мне удалось одержать уверенную победу при том, что бег у меня был на среднем уровне.

Также большое значение имеет характеристика трассы, которая в Турции мне идеально подошла. На место старта я приехал за 10 дней до начала соревнований и успел хорошо изучить все особенности дистанции.

— Сколько раз в неделю в тренировках ты используешь велосипед?

—  Три раза в неделю. Две тренировки на станке, одна из которых на разделочном велосипеде с интервальной работой. На мой взгляд, это правильно и безопасно. К тому же найти на шоссе отрезок достаточной продолжительности в условиях города крайне сложно.

Плюс 1 тренировка на треке или шоссе, где хорошо отрабатывать отрезки. В зимнее время провести на полотне 3 часа довольно сложно — здесь все зависит от расписания и прочих нюансов, поэтому иногда, когда зимой на улице хорошая погода, я стараюсь использовать маунтинбайк.  Кстати, байку я начал уделять больше внимания и есть желание попробовать себя еще и в этом виде.

Всю велосипедную работу я разделяю по времени: 60% времени подготовки я провожу на классическом шоссенике, 30% на разделочном, включая все старты, кроме олимпийских и спринтов, плюс 10% — байк или фикс – велотрек.

— Используешь ли пауэрметер?

— Считаю, что датчик измерителя мощности — это крайне необходимая вещь в подготовительном процессе, поэтому интервальные отрезки отрабатываю по мощности. Я знаю на трассе в «крыле» на каких отрезках какие показатели я демонстрировал год назад и как я еду теперь, при наборе определенных упражнений. Я четко понимаю, что нужно делать дальше чтобы показатели росли. Именно в этом заключается наличие всех этих инструментов для демонстрации наглядных прогрессов. В любом случае все параметры пульса, каденса и мощности — это все хорошо для анализа и подготовительной части. Ориентироваться на это во время гонки можно, но с определенной поправкой на ситуацию.

Для себя я смог сделать вывод и хорошо понять ситуацию с цифрами, которые мне помогают. Я четко знаю все свои показатели в каждом виде на разных этапах подготовки и стараюсь работать в соответствии с их значениями. Когда я вижу эту единую картину, то это помогает мне все четко понимать и контролировать.

Во время гонок практически не смотрю на мощность, но контролирую сколько времени проехал и сколько осталось и при этом опираюсь на собственные ощущения и самочувствие. Самое главное — это внутренние ощущения организма. В последнее время рекомендация одна: должно быть свободно и легко при максимальной мощности и скорости.

 — Как ты относишься к процедуре выставления посадки у начинающих?

— Для первых тренировок можно выставлять параметры на глаз, но спустя некоторое время, я рекомендую своим клиентам пройти полноценный тест на посадку. Во — первых фит удобен мотивацией и комфортом, которые дают понять человеку, что все серьезно и нужно сделать все, чтобы было максимально удобно в зависимости от индивидуальных особенностей строения тела. Во вторых, — это так называемое понятие — ноль, от которого необходимо начинать отчет. Покатавшись месяц спина растягивается и начинаются подвижки руля, седла и пр. Проведя очередной тест можно точно понять, что стало лучше, возросла ли мощность. Третий момент позволяет вовлекать человека в процесс работы над собой, а, соответственно, больше тренироваться и стремиться к улучшению результата. К тому же, часто бывает, что отправляясь куда-то люди заказывают там велосипед в аренду. Они заранее отсылают свои параметры в контору и, приехав туда, получают готовый, подходящий по размерам и настройкам велосипед.

На сегодняшний день существует несколько систем: Body geometry fit, Retul, Guru и другие. К тому же есть немецкая, французская, британская и русская школа. В основном они все пересекаются, но есть некоторые нюансы в зависимости от комплекции. Поэтому при одинаковом росте и длине рук и ног таких людей нужно сажать по разному. Обязательно надо учитывать определенные особенности строения тела.

 — Какую систему ты рекомендуешь своим клиентам?

— Как основу, я предпочитаю Retul, но потом делаю свои корректировки, основанные на разных особенностях и моем опыте.

— Твое отношение к маленьким «лежакам» которые устанавливают триатлеты на обычный шоссейник?

— Да, такое бывает часто и не только среди начинающих. Если сравнивать с разделочным велосипедом, то шоссейный велосипед имеет другие углы и геометрию, рассчитанную на данный вид приложения усилий.  Считаю, что в случае, когда хотят разместиться на обычном шоссейнике с помощью маленького лежачка, как на разделочном велосипеде — это неправильно. Хотя в российском триатлоне есть достаточно сильные спортсмены, которые на таких «лежачках» выигрывают крупные соревнования. В данной теме есть разные мнения, поэтому я много времени посвятил этому вопросу и пришел к выводу, что есть одно правильное решение. Главное — должен быть определенный баланс, который у каждого свой. А как ты его достигнешь, это уже дело техники, технологий или собственных ощущений. Нужно использовать свой вес. На велосипеде надо учиться ездить правильно — с техникой педалирования и использованием туловища. Это большая школа.

 — Из велосипедных брендов, что удалось протестировать и что понравилось больше?

— Шоссейных велосипедов у меня было довольно много.  Начинал я с «Мериды». Это был тяжелый велосипед с алюминиевой рамой и простым оборудованием, туфли мтб, шлем обычный дешевый. Потом было много разных моделей велосипедов. Несколько лет откатал на Wilier Cento1AIR, достаточно комфортный и послушный велосипед . В этом году пересел на  Scott Foil. На данный момент, это лучший аппарат в моей жизни. Очень хорошее сочетание веса, жесткости, аэродинамики и комфорта.

Мой первый разделочный велосипед был Argon 18, который очень мне нравился тем, что в нем было очень много разных возможностей настройки под триатлон. Но минус был в том, что именно все эти настройки делали его конструкцию мягкой. Предыдущий сезон проехал на Wilier Twin Blade, который был хорош своей жесткостью, но ее сложно было прочувствовать и научиться правильно этим пользоваться. К тому же, я так и не смог на него «хорошо сесть», ввиду особенностей конструкции рамы размера М и моего телосложения. В одно время мне безумно нравился разделочный Bolid от Pinarello. Это чисто разделочный аппарат для короткой индивидуальной гонки, для триатлона он не так хорош, как для шоссе. В конце сезона 2015 удалось покатать на Scott Plasma 5, который, при наличии достаточно жесткой конструкции, показал себя как очень комфортный велосипед. Первый раз сев на него, я сразу понял — это то, что нужно. Нет необходимости еще что-то менять и подгонять. Все регулируется легко и просто, благодаря интегрированной фирменной конструкции выноса и руля, которые идеально сочетаются с рамой. При этом, Scott в этой модели пошли на пару лет вперед и многие пользователи тогда еще этого не поняли. Главной особенностью новинки являлась интеграция резервуара для воды с сохранением аэродинамики велосипеда. Таким образом, получилась чисто модель для триатлона. Specialized делал подобную конструкцию, но там резервуар находился в раме велосипеда и высасывать воду было проблематично т.к. вода находится на уровне каретки. И, вдобавок, они «поломали» жесткий треугольник, который на мой взгляд мне необходим.

В «Плазме» швейцарцам удалось все продумать до мелочей и собрать воедино все нюансы, необходимые в триатлоне. Даже в случае переезда получается легко и  быстро разобрать велосипед для упаковки в бокс. Для триатлона я взял размер L и считаю, что это идеальный для моего телосложения вариант, но если брать его под гонки для раздельного старта, то выбрал бы ростовку М. Я бы сел более агрессивно, опустив руль ниже.

 — Какой фирмы ты используешь туфли и почему?

— В плане тренировочной обуви у  меня SiDi, я пробовал Mavic — мне они показались мягковаты. Я люблю жесткую подошву и SiDi в этом плане меня вполне устраивают. К тому же, я использую специальные стельки, немецкой компании Solestar изготовленные из карбона. В итоге получается очень жесткий вариант. Сейчас начал тестировать пару Scott Road RC у них очень интересная фирменная конструкция стелек, посмотрим как это работает.

Как стартовую обувь и для интервальной работы я использую Bont, в которые я еще вставляю карбоновые стельки. Туфли Bont отличаются хорошей аэродинамикой и мне нравится ощущение жесткости, которое они обеспечивают.

— Модель туфель специальная для триатлона?

— Нет, я использую модели для шоссейных гонок. Я много времени посвятил исследованию разных факторов, таких как: длина шатунов, соотношение передач, различные варианты седел и различные типы обуви и др. Я считаю, что это такие маленькие нюансы из которых потом складывается общий результат. Туфли для триатлона хороши только в том случае, если нужно сэкономить 10 секунд в транзитной зоне и успеть сесть в пачку. На уровне олимпийского резерва это очень важно. В длинных гонках,  я предпочитаю чисто гоночные шоссейные туфли. Обувь должна быть максимально удобная и комфортная. Это позволит сберечь стопы для бега и показать лучший результат.

— Какие еще тонкости используешь?

— Очень много времени я потратил на всевозможные нюансы, тонкости по настройке и подбору компонентов. Все аспекты, которые в этой сфере есть, я попробовал и многое из этого применяю. В зимнее время года я использую короткие шатуны, летом — длиннее. Долгое время я экспериментировал с овальными звездами. Очень интересные результаты.

Очень важное значение имеют ширина покрышек и высота обода.  Просто необходимо подбирать их в зависимости от профиля гонки. Также, много экспериментов было со шлемами и седлами. Я использовал закрытые шлемы от Rudy project и Giro в прохладную погоду, но последний сезон я отъездил в Casco RS, который, как мне кажется, нисколько не уступает  по аэродинамике закрытому шлему, а в некоторых ситуациях даже удобней. К тому же я плохо переношу жару и для меня важно чтобы хорошо отходил пот с головы и была вентиляция, поэтому в последнее время на стартах я начал использовать Casco. В качестве тренировочного шлема, я использую легкий шлем Scott Vanish и начинаю тестировать закрытый Scott Split. Для меня нет мелочей. Если появляется что-то новое, я стараюсь сразу это попробовать и, если это дает некоторое преимущество или обеспечивает достаточный комфорт — я это использую. Единственное, что пока не получается воплотить в реальность — это проживание и тренировки на высоте.

 — Какие нюансы есть в беговой экипировке?

— Да, здесь также есть свои «заморочки». В первую очередь — ноги должны быть готовы к определенному типу обуви. Я очень люблю марафонки, и в силу своих особенностей я понимаю, что если будет обувь недостаточно жесткая, то я не смогу быстро бежать. У меня были эксперименты с разными более мягкими типами пены и я понял, что просто «вязну» в них. К тому же, есть такая особенность — во время бега триатлонисты часто обливаются водой и тогда может происходить размокание некоторых типов кроссовок, т.к. вода оказывается внутри обуви. Если обувь слишком пористая то после воды в ней становится просто ужасно.

Я начинал бегать в Adidas потом перешел на Brooks, был не совсем удачный эксперимент с Mizuno. Сейчас я опять вернулся к Adidas Takumi Ren и считаю что для меня это оптимальный вариант, где не слишком тонко и не слишком толсто. Они правильно работают и хорошо выполняют свою функцию.

Например, для темповых тренировок должны быть одни модели обуви, а для долгого бега или соревнований — совершенно другие. Для снега или грязи — третьи и они так же могут еще различаться. Арсенал беговой обуви должен быть большой – на все случаи жизни.

— Твое отношение к специальным стелькам в беге?

— Считаю, что здесь нужно подходить очень осторожно. В моей практике был случай, когда с помощью стелек человек решил поменять технику бега, но очень скоро получил серьезную травму связок. Обычно стельки рекомендуют для спокойной ходьбы, но в ситуации с бегом работа связочного аппарата стопы меняется. Получается, что под каждую скорость бега должна быть разная стелька, потому что в зависимости от скорости бега меняется подъем стопы и проявляются другие особенности ее работы. Что делает стелька? Она просто не позволяет стопе проваливаться, и при этом не укрепляет ее. А для бега стопа должна быть сильная, поэтому основная задача — усилить ее жесткость. Существует много упражнений, которые позволяют подготовить стопы к правильному и быстрому бегу.

— Что значит правильный бег?

— Правильный бег — это когда после долгого и быстрого бега не возникает каких-либо болевых ощущений. Неважно как человек бежит — с пятки или с носка, на стопе или еще как-то. Есть очень много разных техник бега, суть которых сводятся к похожим вещам. Нужно работать над стопой, работать с движением и моторикой. Главное, чтобы нравилось бегать и не было травм.

— Какими электронные приборы в твоем арсенале?

— Для бега и плавания я использую Garmin Forerunner 920, а на велосипеде стоит Edge 510. Пробовал ставить Edge 1000, но он показался мне очень большим и громоздким. Считаю, что для триатлона нет лучшего решения чем Garmin. Он надежный, имеет удобный интерфейс, отлично работает с велосипедом, легко и быстро скидывает информацию в сеть и многое другое. Отдельная тема — это педали Vector, которые позволяют детально анализировать технику педалирования и многие другие настройки и нюансы тренировочного процесса, включая завалы шипов. На стартовом велосипеде у меня стоит SRM.

— А что со спортивным питанием?

— Я перепробовал практически всех производителей и понял, что у каждого бренда есть свои плюсы и минусы. В последнее время удалось попробовать моделированное питание, которое делают в зависимости от твоих особенностей и требований. Но и здесь есть нюанс — нужно заказывать партиями и долго ждать. В итоге, остановил свой выбор на питании от английского производителя SIS. Мне очень нравится вкус, по составу оно правильно сбалансировано и приближенно к моим предпочтениям. К тому же, этот высокотехнологичный продукт использует один из лидеров Про-Тур команда SKY, а, насколько мне известно, они очень сильно заморочены на правильном питании и имеют возможность выбора.

— Какие планы на предстоящий сезон 2016?

— В России планирую участвовать в A1 Triathlon 113, Чемпионат России в Санкт-Петербурге; Титан 113 в Бронницах; Ironstar олимпийка в Сочи и пр., а так же международные старты: Ironman 70.3 в германии и Эстонии, чемпионат мира в Австралии и Ironman Malaysia.

Добавить комментарий

Полоскание рта углеводным напитком помогает или нет

Устоит ли мировой рекорд на «железной» дистанции (3,8+180+42,195) Ironman