в

Штурмуем перевалы. Крым. Ай-Петри

В рубрике «Велоспорт» мы начинаем знакомить Вас с наиболее интересными местами для велосипедных тренировок. Начать мы решили с одного из самых живописных и легендарных перевалов, который находится на полуострове Крым.

Штурмуем перевалы. Крым. Ай-Петри (1205 метров над уровнем моря).

Одна из главных достопримечательностей Крыма – гора Ай-Петри, входящая в состав массива Ай-Петринская яйла. Это самая ветреная и туманная точка полуострова. Верхушка горы увенчана зубчатой каменной короной, пик которой имеет высоту 1234 м. С горы открывается живописная панорама черноморского побережья и вид на город Ялту. По одной из многочисленных версий, название Ай-Петри имеет греческое происхождение и переводится как «Святой Петр». Добраться на Ай-Петри можно легко на канатной дороге от поселка Мисхор, но настоящий покоритель выбирает другой путь, более сложный, извилистый – Бахчисарайское шоссе через перевал Ай-Петри.

Большинство горовосходителей предпочитают подниматься на Ай-Петри со стороны Ялты, поэтому для места старта лучше всего подходит съезд с главной дороги – Южнобережного шоссе (Н-19), которое выходит из Ялты в сторону Севастополя. Ориентиром служит автобусная остановка санатория «Узбекистан» перед развилкой с указателями «Бахчисарай» и «Ай-Петри». Отсюда дорога уходит вправо наверх и начинает подниматься, петляя, по склонам горы Могаби. После нескольких поворотов справа будет располагаться санаторий «Узбекистан», который до октябрьской революции был небольшим загородным дворцом и с окружающем его парком принадлежал эмиру Бухары. Дворец в мавританском стиле возвели в 1908 году по проекту ялтинского архитектора Н.Г.Тарасова. Сегодня здесь можно познакомиться с обычаями жителей Узбекистана, послушать национальную музыку и отведать узбекские блюда в чайхане санатория.

Значительных населенных пунктов до самого перевала не встречается. Сначала дорога вьется в низкорослом лиственном лесу, но вскоре появляются прекрасные, стройные крымские сосны, которых становится все больше.

В начале седьмого километра от начала восхождения скопление множества припаркованных машин, преимущественно в летнее время года, говорит о приближении к ресторану «Водопад Уча-Су». Ровная тропа уходит от шоссе в сторону «летящей воды», так переводится его название. Это самый большой из всех водопадов, что находятся на главной гряде Крымских гор. Лента воды низвергается с высоты 98 метров, но летом, когда особенно сухо, по отвесной скале стекает лишь несколько слабых струек.

Дальнейшая дорога на перевал идет по лесу, с одиночными высокими деревьями, стоящими у самой обочины, но иногда густой подлесок кизила, лещины и боярышника образуют непроходимые заросли по обеим сторонам. В таком зеленом прохладном коридоре приятно подниматься в жаркое время. На десятом километре лес становится редким, а высокие сосны начинают словно склоняться в разные стороны. Это место называют «Пьяной рощей». Половина подъема пройдена, отсюда дорога становиться более извилистой, с большим количеством узких крутых поворотов – торнанте.

На высоте около 900 метров над уровнем моря, что соответствует 13,5 километрам восхождения, дорога пройдет мимо разрушенного домика дорожного смотрителя «Пендикюль» (Пять озер). Здесь можно сделать остановку и пройти по тропинке к видовой площадке «Серебряная беседка».

Через пару километров лес закончится, и пойдут последние крутые повороты по скалистому обрыву. На оголенных скалах стоят одинокие низкорослые сосны с приплюснутыми кронами. Поворот, еще поворот, и вот выход на первый пик плато Ай-Петри (19,8 км). Вы словно попадаете в какой-то другой мир – открывается каменистый, пустынный, ровный ландшафт плато, плавно уходящий вдаль. Небо кажется особенно глубоким и синим. А если на небе облака, то они находятся так близко, будто хотят прижать вас к земле.

Сразу после первых строений, появившихся наверху, вправо идет дорожка к скале Шишко, на ней – видовая площадка. Отсюда Черное море просматривается на 135 км, а панорама Южного берега Крыма предстает в совсем ином обличии.

Но следует заметить, что это еще не самый пик перевала. Дальше по дороге пойдет небольшое выполаживание, около 2-х километров, с небольшой потерей высоты, после которого – финальная ступенька с парой поворотов и подъемом на максимальную высоту 1204 метра, что соответствует 23,7 км от начала подъема.

Далее начинается захватывающий спуск по серпантину, пролегающему по долине реки Сары-Узень и ведущему в Большой каньон Крыма. Исток реки расположен в пещере Врис (Желтая пещера), а Сары-Узень в переводе с тюркского означает «Желтая река». Она получила такое название из-за желтоватого цвета русла вследствие отложений золотистого туфа. Около 17-ти километров головокружительного спуска по буковому лесу доставят массу удовольствия: высокие деревья не дают пробиться солнцу, а протекающая рядом река создает дополнительную прохладу.

Машин здесь меньше, чем на подъеме к Ай-Петри от Ялты. Нарастающее количество торнанте подскажет, что спуск заканчивается. Проезжаем мостик через Сары-Узень и оказываемся возле Большого каньона Крыма. Отсюда остается 5 километров плавного спуска до села Соколиное.

Время работы.

Дорога функционирует круглый год, но иногда ее закрывают. Как правило, это происходит в целях безопасности в зимний период. Во время снегопада или гололеда подняться наверх бывает сложно даже специальной технике. В засушливое лето дорогу могут перекрывать из-за высокой опасности пожаров.

Питание.

На вершине горы расположены многочисленные кафе и ресторанчики, работает базар, предлагается дегустация вин. Самое популярное кафе – «Верхнее», с татарской кухней и прекрасным видом на побережье. В селе Соколиное и при входе в Большой каньон Крыма есть несколько кафе. После спуска с Ай-Петри по южному склону можно остановиться у ресторана «Водопад Уча-Су», или, проехав пониже, отведать национальные блюда в чайхане санатория «Узбекистан».

Достопримечательности.

Скала Шишко с видовой площадкой на высоте 1182 метра над уровнем моря. Канатная дорога Мисхор – Ай-Петри, водопад «Уча-Су», Серебряная беседка, Большой Каньон Крыма, пещеры «Трехглазка», «Геофизическая».

Как добраться.

Двигаясь по Южнобережному шоссе (Н-19), которое выходит из Ялты в сторону Севастополя, после автобусной остановки санаторий «Узбекистан» на развилке следует свернуть направо по указателям «Бахчисарай» и «Ай-Петри». Отсюда обычно и начинаются все восхождения.

Вариаты веломаршрутов.

Маршрут 1 (151 километр, 2865 метров подъема): эпический маршрут для хорошо подготовленных райдеров, с двумя перевалами и возвращением по старому Севастопольскому шоссе. Преодолев перевал Ай-Петри, следует двигаться дальше в сторону Бахчисарая. После села Танковое (63,5 км от старта) на развилке надо свернуть налево (указатель «Севастополь/Терновка»), вскоре дорога развернется и пойдет в южном направлении мимо поселка Красный Мак. Спустя 26 километров (89 км от старта) делаем левый поворот, выезжая на трассу Н19, и двигаемся в сторону Ялты. Через 10 км (100 км от старта), после села Гончарное – поворот с трассы налево по указателю «Орлиное». Далее по старой дороге через Орлиное и Байдарские ворота выходим на развилке (116 км от старта) налево на старое Севастопольское шоссе, по которому двигаемся в сторону Ялты к началу маршрута.

Маршрут 2 (121,7 километров, 2630 метров подъем): сокращенный вариант первого маршрута с участком грунтовой дороги через перевал Бечку (Кабаний), который проходит по северной границе Байдарского заказника. После спуска с перевала Ай-Петри, проехав села Соколиное и Аромат, при въезде в поселок Голубинка – левый поворот (50 км от старта). Начинается плавный набор высоты. После села Новополье (52,7 км) – на развилке налево, спустя 400 метров правый поворот на грунтовую дорогу, которая вскоре входит в лесную часть заказника, градиент становится более ощутимым. 6-ти километровый подъем ведет на перевал Бечку с высотой 722 метров, после чего начинается плавный спуск в село Передовое, в котором грунтовка переходит в асфальтовое покрытие. Далее через Байдарскую долину, село Широкое; выезд через Орлиное, Байдарские ворота и возвращение по старому Севастопольскому шоссе, как в первом маршруте.

Южный склон.

  • Старт: Виноградное, съезд с Южнобережного шоссе на Бахчисарайское (222 метра)
  • Качество асфальта: среднее, временами встречаются заплатки и выбоины
  • Сложность: 4/5
  • Расстояние: 23,8 км
  • Набор высоты: 1035 м
  • Количество поворотов: 29
  • Средний уклон: 5%
  • Максимальный уклон: 9%
  • Лучший результат в Strava на отметке 19,5 км, первый пик: 59:05 мин.
  • GPS трек gpsies: www.gpsies.com/map.do?fileId=pyuselzeupcmmfnk
  • GPS трек Strava: www.strava.com/segments/1797357

Северный склон.

  • Старт: Соколиное (275 метров)
  • Качество асфальта: хорошее, но временами встречаются заплатки и выбоины
  • Сложность: 4/5
  • Расстояние:  21 км
  • Набор высоты: 960 м
  • Количество поворотов: 26
  • Средний уклон: 4%
  • Максимальный уклон: 8%
  • Лучший результат в Strava: 1:01:12
  • GPS трек gpsies: www.gpsies.com/map.do?fileId=qrjazbpjnzqyvyju
  • GPS трек Strava: www.strava.com/segments/5840578

Добавить комментарий

Профессиональная лыжероллерная трасса в Раубичах

Ironman новый мировой рекорд 7 часов 35 минут 39 секунд