в

Скорость передвижения и величина ЧСС во время лыжных соревнований коньковый ход против классического хода

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]

Техника передвижения на лыжах меняется. Появились два стиля передвижения. Появились хорошо подготовленые трассы. Где основные различия, где потеря скорости между стилями, между лыжниками и лыжницами, между различными участками дистанции. Как планировать прохождение дистанции и тактику ведения борьбы в гонках?

Цель: Сравнить скорость передвижения и величины ЧСС элитых лыжников во время международных соревнований по лыжным гонкам (мужчин и женщин) при передвижении коньковым ходом и классическим ходом.

Методы: 4 лыжника и 5 лыжниц (члены национальной команды Норвегии) участвовали в соревнованиях на 15 км (мужчины) и 10 км (женщины), раздельный старт. Два дня подряд. Первый день стиль передвижения — свободный. Второй день стиль передвижения — классический. Гонки проводились по одному кругу длиной 5 км. Погодные условия были примерно идентичными (температура воздуха –2°С to –5°C, относительная влажность воздуха ~93%). Круг был несколько раз измерен с помощью GPS приборов и составлен профиль дистанции с помощью барометра. Фиксировалось время, скорость и величины ЧСС во время гонок. Причем учет суммировался по отрезкам подъемы-равнина-спуски согласно профиля трассы.

Результаты: В ходе мониторинга и анализа выявлены следующие особенности прохождения дистанции между мужчинами и женщинами, между коньковым и классическим стилями передвижения.

  • Среднее время, затраченное на прохождение подъёмов, равнины и спусков было примерно 55%, 20% и 30% соответственно от общего времени, затраченного на прохождение дистанции. Примерно одинаковое для мужчин и женщин, конькового и классического ходов.
  • Различие в средней скорости передвижения между коньковым (быстрее) и классическим стилями были 9% и 11% для мужчин и женщин соответственно. Мужчиы были быстрее женщин.
  • Различие в скорости передвижения между коньковым (быстрее) и классическим стилями при передвижении в подъемы были 12% и 15% для мужчин и женщин соответственно (p<0.05). Передвижение коньковым ходом более эффективно в подъём и у мужчин и у женщин.
  • Различие в скорости передвижения между коньковым (быстрее) и классическим стилями при передвижении по равнине были 8% и 13% для мужчин и женщин соответственно (p<0.05). Меньшая разница в скорости для мужчин скорее всего обусловлена более эффективной техникой ДП по сравнению с женщинами.
  • Различие в скорости передвижения между коньковым (быстрее) и классическим стилями при передвижении со спусков были 2% и 1% для мужчин и женщин соответственно (p<0.05). Данная небольшая разница обусловлена скорее всего хорошими условиями для скольжения и держания. Держащая маь в данных погодных условиях не оказывала зчительного тормозящего эффекта на скольжение.
  • Различие в скорости передвижения между мужчинами (быстрее) и женщинами при передвижении коньковым и классическим стилями в подъемы были 11% и 14% для мужчин и женщин соответственно (p<0.05). Даные различия обусловлены более высокой общей мощностью мужчин по сравнению с женщинами.
  • Различие в скорости передвижения между мужчинами (быстрее) и женщинами при передвижении коньковым и классическим стилями по равнине были 6% и 11% для мужчин и женщин соответственно (p<0.05). Большие различия в классическом стиле обусловлены лучшей готовностью верхнего плечевого пояса у мужчин.
  • Различие в скорости передвижения между мужчинами (быстрее) и женщинами при передвижении коньковым и классическим стилями со спусков были 4% и 5% для мужчин и женщин соответственно (p<0.05). Данные различия обусловлены большим набором начальной скорости мужчинами и большей массой тела у мужчин.
  • Величины ЧСС были относительно неависимы от стиля передвижения и пола спортсменов.

Таблица 1. Средние атропометрические и физилогические данные атлетов. Возраст. Рост спортсменов. Вес тела. МПК. Пункты FIS. Тренировочный годовой объём  в часах.

Таблица 2. Среднее время прохождения полной дистанции и время затраченное на прохожение подъёмов, равнины и спусков. Свободный стиль перевижения и классический стиль передвижеия.

Таблица 3. Средняя скорость (м/с) прохождния всей дистанции и средние скорости прохождения подъёмов, равнины и спусков.

Таблица 4. Разница в скоростях передвижения в подъём, по равнине и со спуска. Мужчины — женщины. Коньковый — классический ходы. И краткие объяснения возможных причин данных различий (укааны выше в результатах).

Таблица 5. Средние значения ЧСС за гонку. Проценое соотношение значений ЧСС на подъёмах, на равнине и со спусков. Мужчины — женщины. Коньковый — классический стили передвижения.

Выводы: Данная работа позволяет понять как элитные спортсмены распределяют усилия по дистанции, где происходит потеря скорости, над какими элементами можно поработать для улучшения результатов. Так как в исследовании участвовали одни из лидеров в лыжных гонках, то данные средние показатели прохождения дистанции можно принимать за оптимальные. Основные различия между стилями передвижеия и между полами наблюдаются при передвижении в подъёмы. При передвижении по равнине у женщин наблюдаются максимальное относительное различие в стилях передвижения. Соответственно для уменьшения различия в передвижении по равнине женщинам следует уделять большее внимание развитию верхнего плечевого пояса и стиля передвижения ДП. Данные различия не могут быть объяснены вариативностью в интенсивности передвижения. Дальнейшие исследования нужно проводить в области кинематических и динамических показателей, где необходимо измерять мощность на различных участках. Для этих целей нужны портативные измерители мощности, акселерометры и гироскопы. И соответствующие технологии. Ограничением в данных исследованиях являются различные погодные условия в соревнованиях. Пока нельзя составить единую модель приводящую различные соревнования к одному общему знаменателю. Также имеется некоторое влияние усталостных факторов на второй день, хотя элитные гонщики со своей подготовкой могут соревноваться на одинаковом уровне несколько дней подряд. Различие в средней скорости передвижения между коньковым (быстрее) и классическим стилями 9% и 11% для мужчин и женщин сохраняется на протяжении последних 10 лет. И ещё один интересный момент среднее значение ЧСС выше в гонках коньковым стилем.

References: Bolger CM, Kocbach J, Hegge AM, Sandbakk Ø (2015).

Автор публикации Сергей Иванов

Безвыходных ситуаций не существует. Существуют люди не желающие искать выход.

Ответить
  1. С большим интересом познакомился со статьей, потому что тридцать лет назад, когда только появился коньковый, занимался такими же сравнениями в научной бригаде В.Манжосова. Любопытно, что изменений за три десятка лет произошло очень мало. Изменений в сравнении лыжников и лыжниц, конька и классики. Замечу только, что не сказано о различиях в условиях скольжения (коэффициент трения) в дни измерений и нет статистики по подъемам разной крутизны. Различия на разных градиентах неодинаковы. А именно такие наблюдения представят полную картину, выявят точные зависимости, которые помогут сделать более корректные выводы. Обязательно порекомендую норвежцам познакомиться с теми исследованиями, потому что кинематика конька и особенно классики тех времен на подъемах различной крутизны рассмотрена обстоятельно. Жаль, что для наших отечественных специалистов эта проблема неактуальна.

Добавить комментарий

Лактат в спорте и его утилизация

Лактат в спорте и его утилизация

Выход на пик формы или «подводка» к соревнованиям