в

Построение тренировочной программы часть 2

Продолжение. Построение тренировочной программы часть 1

Сочетание в микроцикле занятий с различными по величине и направленности нагрузками.

Оптимальное сочетание тренировочных занятий с различными по величине и направленности нагрузками, проведенными через различные интервалы времени, возможно лишь на основе четких представлений о суммарном их воздействии на организм спортсмена.

Прежде всего рассмотрим суммарное воздействие на организм спортсменов двух занятий одинаковой направленности в случае, когда второе занятие проводится в состоянии не полностью восстановившихся функциональных возможностей после первого. Два занятия скоростной направленности с большими нагрузками, проведенные с интервалом 24 ч, приводят к возникновению такого же по характеру утомления, как и одно занятие (рис.6), следовательно, повторное занятие с большой нагрузкой усугубляет утомление, не изменяя его характера.

Построение тренировочной программы

Рис.6. Последействие двух занятий скоростной (С) направленности с большими нагрузками, проведенных с интервалом 24 ч: С — повышение скоростных возможностей; Ан — повышение выносливости при работе анаэробного характера; А — повышение выносливости при работе аэробного характера; 1 — скоростные возможности; 2 — выносливость при работе анаэробного характера; 3 — выносливость при работе аэробного характера.

Работоспособность спортсменов при выполнении программы второго занятия оказывается значительно сниженной — при одних и тех же внешних показателях утомления они обычно не в состоянии выполнить более 75—80 % работы, предложенной накануне, причем тренировочные упражнения в силу быстро прогрессирующего утомления оказывают неблагоприятное влияие на психику спортсменов. Это более выражено у спортсменов относительно низкой квалификации или недостаточно тренированных. Особенности воздействия двух занятий одинаковой направленности с большими нагрузками практически не зависят от периода тренировки, квалификации спортсмена, поэтому в микроцикле планировать подряд два занятия одинаковой направленности с большими нагрузками следует осторожно и лишь для повышения выносливости различных видов у квалифицированных и хорошо тренированных спортсменов. Занятия, направленные на изучение новых двигательных действий, совершенствование техники, повышение скоростных или координационных способностей подряд, планировать нецелесообразно, так как при этом не соблюдаются основные методические положения, лежащие в основе развития указанных качеств.

Суммарное воздействие на организм спортсменов двух занятий с большими нагрузками различной преимущественной направленности, проведенных с интервалом 24 ч, принципиально отличается от влияния одинаковых по своей направленности занятий (рис.7).

Построение тренировочной программы

Рис.7. Последействие двух занятий различной преимущественной направленности, проведенных с интервалом 24 ч: С — повышение скоростных возможностей; Ан — повышение выносливости при работе анаэробного характера; А — повышение выносливости при работе аэробного характера; 1 — скоростные возможности; 2 — выносливость при работе анаэробного характера; 3 — выносливость при работе аэробного характера.

Большая нагрузка на фоне утомления после предыдущего занятия в случае, если изменяется преимущественная направленность последующего, не усугубляет утомления, а угнетает другую сторону работоспособности спортсмена. Так, если после занятия, направленного на повышение скоростных возможностей, проводится занятие, способствующее повышению выносливости при работе аэробного характера, происходит значительное угнетение последней. В то же время второе занятие уровень скоростных возможностей существенно не снижает. С аналогичным явлением мы встречаемся и при анализе суммарного воздействия на организм спортсменов иных сочетаний занятий с большими нагрузками различной преимущественной направленности. Закономерности воздействия двух занятий с различной преимущественной направленностью проявляются и в суммарном воздействии трех занятий с большими нагрузками (рис.8).

Построение тренировочной программы

Рис.8. Последействие трех занятий различной направленности, проведенных с интервалом 24 ч: С — повышение скоростных возможностей; Ан — повышение выносливости при работе анаэробного характера; А — повышение выносливости при работе аэробного характера; 1 — скоростные возможности; 2 — выносливость при работе анаэробного характера; 3 — выносливость при работе аэробного характера.

Однако в силу того, что три разнонаправленных занятия практически воздействуют на все сферы специальной работоспособности спортсмена, утомление после них выражено в значительно большей степени. Через сутки по окончании последнего занятия все основные показатели специальной работоспособности спортсменов находятся на уровне, значительно ниже исходного. Степень этого снижения существенно различается и определяется характером чередования занятий. Естественно, наиболее углубленной оказывается та сторона работоспособности, на совершенствование которой было направлено третье занятие.

Действенным фактором управления процессами восстановления после занятий с большими нагрузками являются занятия с малыми и средними нагрузками. После тренировочных занятий различной преимущественной направленности с большими нагрузками наблюдается интенсификация процессов восстановления в том случае, если в дополнительных занятиях с малыми или средними нагрузками выполняется работа принципиально иной направленности, при которой основная нагрузка приходится на другие функциональные системы. Введение в фазе значительного утомления после занятий с большими нагрузками дополнительных занятий такой же направленности со средними нагрузками усугубляет утомление, вызванное большой нагрузкой, не изменяя его конкретного характера (рис.9).

Построение тренировочной программы

Рис.9. Влияние занятий со средними нагрузками (С) на особенности последействия занятий с большими (Б) нагрузками: С — повышение скоростных возможностей; Ан — повышение выносливости при работе анаэробного характера; А — повышение выносливости при работе аэробного характера; 1 — скоростные возможности; 2 — выносливость при работе анаэробного характера; 3 — выносливость при работе аэробного характера.

Структура микроциклов различных типов.

Структура микроциклов определяется особенностями вида спорта, этапом многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, периодом микроцикла, типом самого микроцикла, индивидуальными особенностями спортсмена. Эти факторы оказывают принципиальное влияние на суммарную величину нагрузки микроциклов, их преимущественные задачи, состав средств и методов, величину нагрузок и особенности сочетания отдельных занятий.

В ударных микроциклах на этапе предварительной базовой подготовки занятий с большими нагрузками практически не планируют. На этапе специализированной базовой подготовки таких занятий может быть от 1 до 3, а на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей может быть от 4 до 6. Это объясняется тем, что росту тренированности юных спортсменов, имеющих небольшой стаж занятий спортом и не адаптированных еще к напряженной тренировочной работе, в достаточной мере способствуют микроциклы, в которых в основном используются занятия со средними и значительными нагрузками. Для тренированных спортсменов высокой квалификации такое построение микроциклов уже не обеспечивает дальнейшего прогресса, необходимо существенное увеличение их суммарной нагрузки. Опыт показывает, что ударные микроциклы практически с ежедневным планированием занятий с большими нагрузками являются одним из наиболее эффективных путей повышения результативности тренировки при подготовке к высшим достижениям. Однако высокий тренирующий эффект микроциклов со столь напряженным режимом работы наблюдается только при рациональном сочетании занятий с различными по направленности нагрузками (рис.10).

Построение тренировочной программы

Рис.10. Рациональное чередование нагрузок различной направленности в недельном микроцикле при подготовке квалифицированных боксеров. Направленность нагрузки: 1 — технико-тактическая; 2 — развитие специальной выносливости; 3 — развитие обшей выносливости; 4 — повышение координационных способностей; 5 — развитие гибкости; 6 — соревновательная; 7 — восстановительная.

На структуру тренировочных микроциклов существенное влияние оказывают индивидуальные особенности спортсменов. При планировании подводящих микроциклов, способствующих непосредственному подведению спортсменов к соревнованиям, особое внимание следует обращать на типологические особенности их личности. Для спортсменов с экстравертированным типом личности, склонных к чрезмерному возбуждению, целесообразны микроциклы с мягким режимом работы, небольшим объемом спринтерских упражнений, относительно невысокими нагрузками отдельных занятий. Для спортсменов с интравертированным типом личности, отличающихся инертностью, преобладанием тормозных процессов, напротив, эффективными могут оказаться микроциклы, в которых широко используются упражнения спринтерского характера, применяются занятия с широким использованием соревновательного метода (рис.11).

Построение тренировочной программы

Построение тренировочной программы

Рис.11. Структура подводящих микроциклов для спортсменов с интровертированным (а) и экстравертированным (б) типом личности при различной величине нагрузки и направленности занятий: Б — большая нагрузка; 3 — значительная нагрузка; С — средняя нагрузка; М — малая нагрузка; 1 — скоростная подготовка; 2 — развитие специальной выносливости; 3 — интегральная подготовка; 4 — технико-тактическая подготовка.

Особенности построения микроциклов при нескольких занятиях в течение дня.

При планировании нескольких занятий в течение одного дня приходится сталкиваться с рядом проблем.

  • во-первых, необходимо установить оптимальное время проведения тренировочных занятий;
  • во-вторых, следует знать, в какой мере оно определяет направленность и величину нагрузок;
  • в-третьих, надо выяснить, как чередовать в течение дня тренировочные занятия с различной преимущественной направленностью и величиной нагрузок.

Время проведения занятий в течение дня планируют в зависимости от условий занятий, учебы и работы. Однако тренер должен следить за тем, чтобы оно оставалось по возможности стабильным, так как перестройка режима тренировки сопровождается снижением работоспособности спортсменов, ослаблением процессов восстановления после нагрузок, что не может не сказаться на качестве тренировочного процесса. Доказано, что специальная работоспособность спортсменов, существенно изменяясь в течение дня, оказывается наивысшей в то время, когда они привыкли тренироваться. Однако естественные суточные колебания двигательной и вегетативных функций, несомненно, накладывают отпечаток на величину колебаний специальной работоспособности — когда время занятий совпадает с физиологическим пиком жизнедеятельности организма, уровень работоспособности оказывается несколько более высоким по сравнению с тем, который наблюдается при проведении занятий в неэффективное, с точки зрения физиологической активности, время.

Построение тренировочной программы

Время занятий может и должно изменяться лишь в преддверии ответственных соревнований, которые будут проводиться в часы, отличающиеся от привычного времени занятий, или же в ином часовом поясе. Смена времени проведения занятий приводит к закономерному изменению ритма работоспособности. Наиболее лабильными оказываются скоростно-силовые возможности — уже через 2—3 недели спортсмены проявляют наивысшую работоспособность в измененное время занятий.  Перестройка дневного ритма работоспособности по отношению к показателям выносливости происходит несколько позднее — к концу четвертой недели. Таким образом, основные тренировочные занятия в последние 3—5 недель перед ответственными соревнованиями целесообразно проводить в те же часы, в которые будут даны старты.

Обычно при двухразовых занятиях одно занятие является основным, а второе — дополнительным. В отдельных случаях в течение дня могут проводиться два основных либо два дополнительных занятия. Применение двух основных занятий, т. е. с большими или значительными нагрузками, характерно для подготовки квалифицированных и хорошо тренированных спортсменов, когда для дальнейшего повышения функциональных возможностей спортсменов необходимо оказать на их организм особенно сильное воздействие. Проведение двух дополнительных занятий связано с необходимостью снижения суммарной нагрузки из-за возможного переутомления.

Для рациональной организации двухразовых занятий важно целесообразно чередовать их по преимущественной направленности. Оптимальной для проведения основного занятия является вторая половина дня. Напряженные занятия в утренние часы у спортсменов нередко приводят к нарушению сна во второй половине ночи. Сон в последние часы перед пробуждением становится поверхностным и беспокойным. Это происходит из-за предстартового возбуждения перед интенсивной работой, которое является результатом изменения суточного ритма. По этой же причине в утренние часы не следует широко использовать скоростные упражнения.

Наиболее целесообразные сочетания в течение дня основных и дополнительных занятий по преимущественной направленности и величине нагрузок при решении задач физической подготовки спортсменов приведены.

Рационально организованные двухразовые занятия позволяют существенно увеличить суммарный объем выполняемой работы без угрозы переутомления спортсменов. Вместе с тем игнорирование основных закономерностей, лежащих в основе чередования работы и отдыха, может воспрепятствовать достижению результата, ожидаемого от интенсификации процесса тренировки. Происходит это чаще всего в двух случаях.

  • Во-первых, когда нерационально чередуются занятия с различными по величине и направленности нагрузками, что приводит к быстрому переутомлению спортсменов.
  • Во-вторых, когда направленность тренировочных занятий определяется без учета состояния организма спортсмена и влияния на него предыдущих занятий.

При этом занятие часто проводится впустую, так как отсутствуют объективные предпосылки для проявления и развития у спортсмена тех или иных качеств и способностей. Высокая эффективность двухразовых занятий в течение дня наблюдается, если рациональным образом сочетаются нагрузки основных и дополнительных занятий и увеличение общего количества занятий не сопровождается уменьшением количества занятий с большими нагрузками, которые служат мощным стимулом роста тренированности (рис.14).

Построение тренировочной программы

Рис.14. Структура ударного микроцикла при двух занятиях в течение дня: Б — большая нагрузка; 3 — значительная нагрузка; С — средняя нагрузка; М — малая нагрузка (остальные обозначения те же, что и на рис. 28.3 и 28.4).

Проведение двух занятий в день является доминирующей формой организации тренировочного процесса при решении задач специальной подготовки квалифицированных спортсменов. На отдельных этапах можно проводить три и даже четыре занятия в течение дня. Однако трех- и тем более четырехразовые занятия могут использоваться эпизодически, в условиях сбора. Частое проведение их не только требует много времени, но и чревато переутомлением спортсменов, снижением качества работы в каждом занятии, потерей интереса к выполняемой работе. Все основные положения, которые используются при построении микроциклов при двух занятиях в течение дня, применимы и к микроциклам с большим количеством занятий. При этом особое внимание следует уделять смене направленности занятий и разнообразию применяемых тренировочных средств, что позволяет повысить эмоциональность работы, оптимизировать психическое состояние спортсменов, обеспечить более эффективное протекание восстановительных и адаптационных реакций.

Источники информации: В.Н.Платонов (1986, 1997, 2002, 2003, 2004), П.К.Анохин (1975), Ф.П.Суслов (1995), R.A.Berger (1994).

Продолжение следует.

Автор публикации Сергей Иванов

Безвыходных ситуаций не существует. Существуют люди не желающие искать выход.

Добавить комментарий

Построение тренировочной программы часть

Построение тренировочной программы часть 1

Разборка коньковых лыжероллеров и промывка подшипников