Драфтинг (по-английски drafting, составление) или лидирование — техника группового передвижения, при которой за лидером вплотную движется следующий участник группы, снижая таким образом собственные энергозатраты на преодоление сопротивления среды.
Два профессиональных велогонщика, примерно одинаковых габаритов (рост 185 см и вес 75 кг), тестировались на равнинном отрезке в 1 км, используя драфтинг, меняясь местами на каждом из тестовых отрезков.
Диаграмма внизу показывает разницу в выдаваемой мощности между двумя гонщиками на разных скоростях, в зависимости от положения гонщика — на первой позиции или сидящего плотно на колесе у впереди идущего, то есть испольующего драфтинг.
- На скорости 30 км/ч разница составляет 60 Вт. То есть гонщик, испольующий драфтинг, экономит 60 Вт.
- На скорости 40 км/ч разница составляет 120 Вт.
- На скорости 50 км/ч разница составляет 220 Вт.
Интересно отметить следующий момент, что а скорости 22-24 км/ч можно сэкономить около 40 Вт, использую драфтинг. Это солидная экономия. Если взять, например езду в гору, где скорость восхождения лежит в этих пределах и гонщики развивают мощность около 400 Вт., то это получается экономия в 10% от прикладываемых усилий. Это большое преимущество.
Для маленьких гонщиков это преимужество даже больше, если перед ним едет крупный гонщик. 50 Вт. экономии в подъём при выдаваемой мощности 320 Вт. — это экономия 15%. Поэтому маленькие гонщики имеют преимущество в горах не только из-за своего малого веса, но и за счёт драфтинга за более крупными велогонщиками.
Другой тест проводился на том же равнинном отрезке в 1 км. Сначала гонщики проходили отрезок в одиночку, затем с использованием драфтинга за мотоциклом. При прохождении дистанции в одиночку со средней скоростью 48 км/ч средняя выдаваемая мощность была 410 Вт. При использовании драфтинга за мотоциклом (движение на расстоянии 15 м за мотоциклом) на той же скорости средняя выдаваемая мощность была около 385 Вт. Экономия составила 6%.
И поэтому, когда мы видим много мотоциклистов, которые ведут репортажи с гонок и постоянно сопровождают лидирующих гонщиков, перемещаясь вокруг них (то впереди, то сбоку). Да, они частенько мешают гонщикам в поворотах, но, находясь впереди, они автоматически дают преимущество лидерам за счет драфтинга, даже если находятся на расстоянии 15-20 метров. И этим пользуются умелые гонщики, экономя по крупицам так необходимую им энергию.
References: M.Ferrari (2011).