в ,

Чемпионат России по лыжероллерам 2015 в Сарове взгляд из пелотона

11-16 августа в г.Саров Нижегородской области состоялся главный всероссийский старт года по лыжероллерам. Программа включала в себя 4 гонки: пасьют, эстафета, спринт и масс-старт. Полагаю, читателям будет интереснее всего узнать, как проходили дистанционные гонки. Автор был их участником. В основном рассказ пойдет о мужских гонках.

Первая часть пасьюта проходила на лыжероллерной трассе утром 12 августа. Классика, старт раздельный через 30 сек. Круг составлял 2300 м. На каждом кругу — 3 несложных подъема высотой 18-20 м и 3 спуска с очень крутыми левыми поворотами. Мужчины бежали 4 круга.

Надо отметить, что саровцы перед чемпионатом полностью обновили асфальтовое покрытие на лыжероллерной трассе. Оно было идеально ровным, гладким…. но скользковатым даже в сухую погоду. Нам повезло и дождя в день гонки не было. Трудно представить, что было, если бы пошел дождь.

Бежали на скоростных лыжероллерах. Они имеют почти такую же скорость на выкатах, что и скоростные коньковые, но значительно хуже управляются. Это представляло некоторую опасность в крутых скоростных поворотах. В самом опасном повороте сбоку от трассы даже положили 8 матов на обочине трассы. Некоторые участники для устойчивости в поворотах даже использовали коньковые ботинки. Все это неудивительно, к примеру, моя максимальная скорость на скоростных классических л/р на саровской роллерке составила 58 км/ч. Технические требования к инвентарю: шлем, очки и наличие одного стопорного колеса на каждом лыжероллере. Перед стартом судьи проверяли инвентарь каждого спортсмена.

Поскольку трасса была несложная, то основными ходами были даблполинг и одновременный одношажный. Мало кто применял попеременный ход. На таких высоких скоростях и таких градиентах подъемов это не всегда оправданно.

Этот ЧР проводился в год чемпионата мира, который состоится в конце сентября в Валь-ди-Фиемме, а потому был официальным отбором на мир. Съехались сильнейшие лыжероллисты. Также принял участие известный местный лыжник – Петр Седов (МСМК, участник ОИ-2010).

Свой старт я принял, когда на дистанцию ушли как минимум половина участников. В это время транзитную зону как раз проходил Петр Седов. Он оказался метрах в 30 впереди меня. Техника, конечно, классная, на заглядение. Петр передвигался легко и изящно. Первые два подъема я не сильно отставал, но на третьем подъеме Петр уехал навсегда. Зацепиться за кем-нибудь не представилась возможность, всю дистанцию я ехал один. А Петр Седов выиграл гонку за явным преимуществом. Второе время показал Хабаров Никита (+38 сек), третье – Шатагин Антон (+39 с). Мой проигрыш лидеру составил 2 минуты. Классика – мое слабое звено, хотя я его постепенно подтягиваю.

Все последующие гонки проходили в городе, на улице Музрукова. Вечером 12 августа прошла гонка преследования на 20 км коньком. Круг — 2300 м. На кругу один подъем высотой 20 м и один пологий, но длинный почти прямой спуск. Скорость на спуске достигала 57 км/ч. Асфальт был далеко не идеальным, это обычная дорога в черте города. Тут и трещины, и крупное зерно асфальта, и какие-то многочисленные металлические вкрапления в асфальт, и люки, и выбоины, и колейность. Трещины были промазаны за день до гонки гудроном и присыпаны песком (чтобы гудрон не прилипал к колесам). Из опасных мест бросался в глаза поворот на 180 градусов после спуска. В районе старта-финиша удалось положить 2 полосы нового асфальта.

Первым ушел со старта Петр Седов. Группа преследования усилиями Дмитрия Плосконосова (неоднократного чемпиона России по лыжероллерам) попыталась догнать лидера. Но поддержать Дмитрия никто не захотел. Поэтому свои попытки преследователи оставили и спокойно ехали к финишу группой из 9 человек разбираться за 2-3 места. Следует отметить, что ехать в одиночку со спусков – весьма проигрышное занятие. На одном только спуске группа ехала быстрее одиночника на 5-7 с. Умножьте на 8 кругов. В этом я успел убедиться лично, когда нас накрыл на круг Петр Седов и немного отъехал от нас на подъеме. Так вот к концу спуска мы к нему подъехали. Группа едет на спуске очень плотно, подталкивая друг друга за палочки или за пятую точку (см. фото):

lyzherollery_sarov_02

Первый спортсмен принимает сопротивление воздуха на себя, а остальные спортсмены непременно накатывают на него сзади и подталкивают. При этом масса гонцов суммируется. Как известно, в силу особенностей трения качения, чем тяжелее спортсмен, тем быстрее он едет на спуске на лыжероллерах. А когда катит целая тонна или две живого веса, то скорости ощутимо выше.

Петр работал всю дистанцию по полной программе, ведь ему надо было на подъеме отыгрывать то, что у него преследователи отъели на спуске. И он с этой задачей справился, оставив до самого финиша преследователей примерно на том же отдалении. Техника конькового хода у него немного отличалась от техники роллеристов-профессионалов. Но, как видим, это не повлияло на результат.

Моя гонка изначально была бесперспективной, потому что догнать впереди идущих было слишком трудной задачей. Слишком большой гандикап. Фактически половину гонки я ехал один. Периодически догонял кого-то и уезжал дальше, за мной даже не могли зацепиться. Ребята были сильнее меня на классике, но в коньке сильно проигрывали. В середине гонки ко мне подъехала группа из 8 человек во главе с карелами Неверовым Николаем (МС, бронзовый призер ЧР-2014) и Ледовым Игорем (МС). Ехать в группе было намного веселее. Я обратил внимание на встречных курсах, что группа преследования №1 (во главе с Плосконосовым) ехала примерно в те же ноги, что и наша.

Решающие события произошли на последних 1,5 километрах: спуск, поворот на 180 градусов, и два прямых отрезка к финишу с плавным поворотом между ними. В группе преследования №1 быстрее всех оказался Плосконосов, он занял второе место. Третьим стал Сергей Корсаков.

В нашей группе на спуск первыми ушли с небольшим просветом Ледов и Неверов, третьим прыгнул я. К повороту на 180 град. мы также подошли с просветом в 2-3 метра, что позволило комфортно повернуть и набрать скорость. У меня был шанс побороться за 20 место с Неверовым, но слишком долго просидел сзади, надо было рвануть пораньше. В итоге, Неверов 20-й, я 21-й, остальные чуть сзади.

На спринте и эстафете не заостряю внимание. В основном все было без каких-либо неожиданностей. Немало проблем доставил дождь, прошедший непосредственно перед стартом юниорок. Но потом стало подсыхать. Наиболее острая борьба была у юниоров и мужчин. Настоящими героями показали себя Алипкин Андрей и Безгин Илья, которые сумели вытащить почти проваленную после 1 этапа эстафету и выиграть по юниорам.

На последнем этапе разбирались 4 команды. Более проворной оказалась команда Москвы (Корсаков). Однако, неизвестно что было бы, если в последнем повороте не сломали палку Игорю Глушкову, который заехал только третьим.

В последний день чемпионата проводился масс-старт. Мужчины бежали 30 км. Если точно по GPS, то 27,6 км. Старт приняли 37 спортсменов, из них 3 МСМК, 15 МС, 15 КМС и 4 перворазрядника. Пелотон ехал плотно настолько, что мне долго не удавалось подобраться поближе к голове гонки.

В середине гонки я вышел на 7-8 позицию и как раз в это время Плосконосов и Ко попытались организовать отрыв. На спуск они ушли с просветом от пелатона, я прыгнул за ними. Но к концу спуска от просвета ничего не осталось: пелотон, имея преимущество по массе, настиг беглецов. Стало очевидно, что на этой трассе оторваться невозможно.

Дальше я опять оказался в хвосте гонки, что вызывало серьезные опасения. На последнем кругу я уходил на спуск где-то 25-м. Сначала спортсмены были вытянуты в одну цепочку, на середине спуска цепочка начала распадаться на несколько параллельных цепочек. Я искал решение, как же подобраться поближе к голове. Времени оставалось очень мало. Нужно было найти какую-то лазейку. Отцепился от впереди идущего спортсмена и направил свой поезд (где я машинист) в свободное место трассы, где чуть получше асфальт — поближе к двойной линии разметки. Сзади меня подталкивали пассажиры и таким вот волшебным образом к концу спуска мне удалось выехать на уровень лидеров. Начался равнинный участок, скорость угасала, надо было работать ногами. Не успел я сделать и пары отталкиваний, как слева от меня оказался Эйсмонт Денис и пару раз заехал мне по левому роллеру. Я сместился чуть правее и тут же получил ударом по правому роллеру. Темп мне серьезно сбили. Вперед меня успели проскочить несколько спортсменов. Я прикидывал, что я уже за какие-то несколько секунд вылетел из первой пятерки за черту десятки. Оставалось самое сложное – войти в поворот на 180 градусов. Что тут началось… Некоторые отчаянные гонцы заходили в поворот со слишком большой скоростью. Я заблаговременно снизил скорость, что позволило бы мне зайти в поворот и пройти по любой траектории, даже самой крутой. Моя осторожность меня не подвела, ибо прямо передо мной небезызвестный молодой гонец не удержался в повороте и упал, срубив еще двоих спортсменов. Возникло замешательство. Но не у меня. Я четко и спокойно прошел по внутреннему радиусу, не задев никого. С удивлением обнаружил, что я теперь где-то в первой семерке. Как быстро меняется ситуация! Теперь гонцы лупили на все деньги, потому что до финиша оставалось несколько сот метров. Замечаю, что впереди идущий от меня спортсмен ловит небольшой просвет и никак не может его закрыть. Что делать? Принять влево и попытаться обойти против ветра или продолжать сидеть за ним, сберегая силы на финишные метры? Принимаю второй вариант. Но уже через несколько секунд меня обошло еще несколько спортсменов. Дело принимает неприятный оборот. Но я не бросаю работать, на финишной прямой подбираю пару-тройку человек и выбрасываю ногу с чипом вперед. По ощущениям, я очень близок к тому, чтобы оказаться в зоне 10-го места. Но пока еще не знаю, какой я точно. Нетерпеливо снимаю инвентарь. Через несколько минут, пробравшись к судейской палатке, мне удалось разглядеть предварительный протокол, где моя фамилия была на 10-й строчке. Не верю своему счастью. Ко мне начинают подходить спортсмены, тренеры и поздравлять с выполнением норматива МС. После утверждения протокола технический делегат ФИС Леонид Голубков сказал, что все, теперь можно окончательно поздравить. Сбылась моя мечта, к которой я шел несколько последних лет. Ощущения непередаваемые. Нет, я не выиграл ЧР, я всего лишь 10-й, но для 47 лет – это очень неплохо. Кто-то скажет, что Игорь Глушков выиграл эту гонку в 46 лет. Но Глушков – суперзвезда лыжероллеров, чемпион мира, МСМК, обладатель кубка мира. Это старый опытный волк, профессионал и ему нет равных в таких масс-стартах в России. Уверен, он смог бы огорчить многих иностранных спортсменов, окажись они на этой гонке. Вторым заехал Иван Солодов (МСМК, бронзовый призер ЧМ-2013 по лыжероллерам), третьим – Дмитрий Никельс, чевертым – Сергей Корсаков, пятым – Петр Седов.

Кстати, средняя скорость гонки составила 34 км/ч, это очень быстро.

Вот все говорят: масс-старт – это лотерея. Да, я не спорю, без везения ничего не получится. Но есть люди, про которых говорят: «везет тому, кто везет». Посмотрите: все МСМК – в первой пятерке. Почти все сильнейшие спортсмены – на верхних строчках. Не повезло Диме Плосконосову, которому на том самом крутом повороте на последнем кругу сломали палку. Иначе он обязательно боролся бы за подиум. Не повезло Леше Смирнову, которого вальнули в этом же повороте.

Или взять Игоря Глушкова. Он на всех масс-стартах всегда в призах. Потому что он как гроссмейстер просчитывает на много ходов вперед. Он обладает великолепной техникой, отличными спринтерскими качествами. Против таких козырей на равнинной трассе бороться почти нереально. Любимая его поговорка: «привезли на финиш спринтера – сами виноваты». Его, пожалуй, можно сравнить с Нуртугом, только в лыжероллерах.

Автор публикации Алексей Щепёткин

Бой не проигран, пока не прозвучал гонг.

Добавить комментарий

Лыжероллерная трасса в Обертиллиахе (Obertilliach, Austria)

Лыжероллеры финал Кубка России 2015 в Воронеже