Полтора года назад стало известно, что при поддержке Московской Федерации профсоюзов (под руководством Чернова Сергея Ивановича) на территории Олимпийского учебно-спортивного комплекса «Планерная» (Генеральный директор — Панова Элеонора Ашотовна), который находится в Химкинском районе, что в нескольких километрах от Москвы (в просторечии – «Плашка»), начали строить лыжно-биатлонный комплекс, в т.ч. лыжероллерную трассу. Сначала никто не воспринял эту новость серьезно. Как известно, многие проекты громко анонсировались, но так и оставались лежать на бумаге и в мечтах. Однако, прошлым летом на Планерной была отсыпана и сформирована трасса и стадион. Появился первый черновой асфальт. Осенью и зимой работы то шли в вялотекущем режиме, то совсем затихали. В Сети появились первые «шпионские» фото. Спуски выглядели пугающими. Поднялся ропот, что трасса будет непроходима, что мы там все «убьемся нафик» и т.д. и т.п. Между тем, практически никто своими собственными глазами этот объект не видел и на роллерах естественно там не ездил.
Лично я на веру мало что принимаю. Но, признаюсь, зная не понаслышке этот склон на «Плашке», его крутизну и протяженность, внутри становилось тревожно. Уж слишком много опасных л/р трасс мне доводилось видеть.
6 сентября 2015 года проходили соревнования по скоростным лыжероллерам на «Поклонной горе» на призы «Клуба Триумф Спорт». Там мы встретились с Царевым Константином Анатольевичем, и от него мне поступило предложение, от которого я не смог отказаться. Меня пригласили первым протестировать трассу на «Плашке» с только что уложенным чистовым слоем асфальтобетонного покрытия. Я знаю, что в прошлом году уже были экстремальные пробные заезды по черновому асфальту, в которых принимали участие мастер спорта международного класса по лыжным гонкам, участник ОИ-2002 Роман Виролайнен и мастер спорта по лыжным гонкам Илья Ямбаев. По результатам заездов вносились корректировки в профиль трассы.
12 сентября в 10 ч утра у ворот на «Планерной» я встретился с одним из инициаторов строительства лыжно-биатлонного комплекса, главным специалистом спортивных технологий, руководителем проекта, вице-президентом Федерации биатлона города Москвы Константином Анатольевичем Царевым и специалистом по спортивному проектированию, главным инженером проекта Аверинцевым Федором Борисовичем. В прошлом, работая в «Союзспортпроекте» он принимал участие в строительстве спортивной базы в Карпатах «Тысовец» и Красной Поляне (г.Сочи). В этой встрече принимал участие и заведующий лыжной базой мастер спорта СССР по лыжным гонкам Кошелев Виктор Васильевич — незаменимый специалист высокого класса по подготовке лыжных трасс на «Планерной».
Сначала мы проехали по всей трассе на машине. Ширина асфальтового покрытия трассы — 6 метров. Протяженность – 2,5 км. Имеется срезка около стрельбища, благодаря которой получается практически равнинный круг 500 м и хороший километровый круг с пологим подъемом и спуском. Срезка в верхней точке трассы (рядом с лыжной базой) дает 2-км круг с серьезным тягуном и длинным крутым спуском. С этой самой точки можно уйти на круг 530 м — серпантин с тремя поворотами, крутым виражем и подьемом к лыжной базе. И вся эта вкусная роллерная картинка с характерными красками осени была предоставлена мне как первооткрывателю!
Забегая вперед, выкладываю схему трассы, получившуюся у меня при использовании пульсометра Суунто Амбит2 и сайта www.movescount.com (скриншот):
Для начала я надел коньковые роллеры с колесами Свенор 1. Они — самые быстрые из линейки резиновых колес Свенор. На всякий случай на спусках не разгонялся. Без проблем проехал полный круг. Второй круг разгонялся «на все деньги». Максимальная скорость, зафиксированная Суунто – 62 км/ч. Никаких проблем. Заметно волнуясь, Константин Анатольевич все время ехал сзади на своем автомобиле и внимательно наблюдал, как роллеры держат асфальт, где и как проявляются неровности трассы, как я прохожу спуски и крутые виражи, а также проверял другие нюансы трассы. Колеса Свенор 1 профиль трассы держали железно.
Одел скоростные роллеры, начал с «серпантинового» круга 530 м. Практически до конца спуска ощущения были очень хорошими. Никакого беспокойства. Максимальная скорость на этом участке составила 56. Контруклон работал как надо. Постепенно трасса начала понемногу забирать вверх, скорость плавно уменьшилась примерно до 40-42.
Но тут радиус поворота резко уменьшается. Пришлось довольно сильно наклонять роллеры и корпус тела в сторону центра поворота.
Видео 1 — https://yadi.sk/i/LXNWQVaBj5i7p
Похожие ощущения возникают на многих трассах, например, в Белгороде, Сарове, с той лишь разницей, что там повороты левые, а не правый, как здесь. Тем не менее, на упомянутых трассах не первый год проводят гонки на скоростных роллерах. Замечу, что такой наклон колес на Плашке необходим только в том случае, если проходишь этот спуск на скоростных колесах, разгоняясь «на все деньги». Если заблаговременно раскрыться, то проблем не возникнет: к резкому повороту подходишь с невысокой скоростью. Опытные гонщики, конечно, могут себе позволить пройти на максимальной скорости данный спуск, причем оптимально будет заходить в поворот с внешнего края и дальше уходить на внутренний. Тем не менее, про данную особенность этого отрезка я высказал свое ощущение Константину Анатольевичу. Он обещал подумать над этим. Там есть варианты по улучшению безопасности, возможно на следующий год он что-нибудь подкорректирует.
После спуска сразу следует подъем, крутизна которого в самом конце резко увеличивается:
Высота подъема 22-23 м, согласно моему Суунто. Этому прибору можно доверять в данном вопросе, потому что в измерении высоты, помимо GPS, принимает участие барометр.
Следующий спуск (далее по тексту я называю его «основным») я разгонялся на все деньги и садился в низкую стойку.
Видео 2 — https://yadi.sk/i/QkBH5UoNj5iAu
Суунто зафиксировал 68 км/ч. Что я чувствовал? К примеру, каждый раз спускаясь с основного спуска в Демино (а там очень похожий по масштабу спуск), я всегда испытывал некоторое беспокойство в самой низине спуска — незадолго до правого поворота. Несмотря на деминский «скоростегаситель», нужно было постоянно прокручивать в голове – как правильно войти в поворот, когда начать поворачивать. К тому же, асфальт там не ровный. Нехватка концентрации или даже сильный порыв бокового ветра могли привести к падению. Такие случаи были, причем с опытными спортсменами. Траектория поворота практически одна единственная, заходить нужно с внешнего края и уходить на внутренний. В отличие от Демино, «основной» спуск на Плашке можно сравнить с автобаном: ширина 6 м, покрытие ровное, радиус поворота настолько большой, что складывается ощущение, что едешь по прямой. И даже, несмотря на такой радиус поворота, небольшой контруклон присутствует. Этот спуск можно проходить по любой траектории: хочешь — едешь весь спуск по центру (никуда не отклоняясь!), хочешь — справа, хочешь — слева. Можно немного изменить траекторию, если увидел препятствие, проехать слева или справа от него. В Одинцово, к примеру, на двух самых опасных спусках так не получится, потому что там только одна возможная траектория. Уход с этой траектории грозит падением. На Планерной на основном спуске наклонять роллеры и куда-то их резко поворачивать вообще не требуется. Роллеры едут сами куда надо. Я на этом спуске ни разу не напрягся. Спокойно сел в низкую стойку, поставил локти на бедра и ехал расслабленно.
После этого спуска сразу начинается пологий тягун к стрельбищу, выполаживание на самом стрельбище и небольшой крутой тырчок после штрафного круга. Высота всего этого подъема (в т.ч. с тырчком) – 25 м.
После тырчка следует совсем небольшой прямой и пологий спуск, переходящий в равнинный участок, а потом спуск с левым поворотом и контруклоном:
Максимальная скорость на этом спуске на скоростных колесах составила 49, на свенор 1 — 46. В конце спуска имеется развилка. Скорость в этой точке 43-44 (на скоростных колесах). Можно уйти направо с поворотом на 180 градусов с большим радиусом и серьезным контруклоном — обратно к стрельбищу. Получается круг 1 км, о котором я упоминал выше. Такой круг, я уверен, будет безопасен даже для юных спортсменов.
Видео 3 — https://yadi.sk/i/KKlOsaurj5iCP
Если с этой развилки поехать прямо (по основному кругу), то сразу выезжаем к самому тяжелому подъему. Длина этого подъема всего около 250 м, но градиент очень серьезный. Набор высоты по моим замерам – 33-34 м.
Под каждый шаг этот подъем я заехал, но не уверен, что в гонке выбрал бы именно такой ход. Скорее всего, на второй части подъема перешел бы на простой подъемный лыжный ход. Доложу вам, что этот подъем, особенно после N-го прохождения, «штырит нипадецки». Для сравнения — основной подъем в Демино имеет высоту 30 м и не такой серьезный градиент. Поэтому Деминский подъем объективно полегче.
Далее. После «основного» подъема есть срезка направо. Можно либо поехать прямо на полный круг (начиная с «серпантинового» круга), либо, чуть сбавив ход, развернуться на 180 градусов и сразу уйти на основной спуск. Во втором случае круг будет почти 2 км. Я высказал мнение Константину Анатольевичу, что срезка требует снижения скорости (даже, несмотря на то, что это равнинный участок) и очень аккуратного прохождения поворота. Как это частично избежать — надо подумать. Можно расширить асфальт слева и расширить асфальт на самой срезке. К сожалению, расширить асфальт сразу после поворота с одновременным строительством контруклона не получится, иначе, будет затронута ливневка. К чему все эти мои советы? Дело в том, что по сухому асфальту серпантиновый круг на скоростных роллерах проходится нормально. Но что будет по мокрому асфальту, сейчас сказать трудно. Асфальт еще новый, «жирный». Дождь может сделать это место опасным. Если поработать над срезкой, то серпантиновый круг можно исключать из трассы и тогда можно безопасно гонять по кругу 2 км.
Константин Анатольевич и Федор Борисович (главный инженер проекта) высказали свои опасения по поводу качества подготовки основания трассы, и укладки асфальта в некоторых местах трассы. Асфальт в этих местах получился как бы немножко рваным, с поперечными трещинками. То ли это некачественная смесь, то ли некачественная укладка строителями. Опасение связано с тем, что зимой в эти небольшие щелки будет проникать вода, замерзать и распирать покрытие. Да и глинистая почва с большим избытком воды в низинах и на склонах может повредить трассу. Этих мест с проблемным асфальтом немного, сейчас по ним можно кататься без проблем, но на будущее, возможно, потребуется переделка. Видна большая работа по водоотведению, планировке откосов и обочин трассы. Конечно, из опыта строительства других трасс, всегда появляются какие-то недостатки после зимнего периода и таяния снега. Но мы будем надеяться на благоприятный исход.
Пока еще не закончено строительство стрельбища и штрафного круга, не достроен финишный участок (через эстакаду над трассой), что, впрочем, уже сейчас технически не является препятствием для катания по всему 2,5-км кругу: круг уже полностью закольцован. Но пока не закончатся строительные работы, говорить об использовании трассы спортсменами преждевременно. Также в планах переделать срезку рядом со стрельбищем, чтобы сделать правильный поперечный контруклон. Сейчас там уклон в обратную сторону. Это потребуется биатлонистам, чтобы комфортнее кататься по маленькому кругу с заездом на стрельбище. Возможно, это будет актуально для совсем юных спортсменов, которые только делают первые шаги на роллерах. Этот круг и так неплох, но после улучшения срезки, этот круг будет идеальным.
В последующем планируется довести длину роллерной трассы до 3,5 км. В зимний период (лыжи, биатлон), помимо петель роллерки, будет задействованы грунтовые петли с тяжелым рельефом (вдоль форелевого хозяйства «Рыбья кость» и не только). Еще необходимо построить пулеперехват на стрельбище. В проекте предусмотрены трибуны, информационное табло, освещение на стадионе и трассе, система искусственного оснежения, вакс-кабины для подготовки лыж и много чего интересного и необходимого для современного стадиона. Создатели трассы рассчитывают на поддержку проекта руководителями нескольких министерств и ведомств.
Кроме этого, напрашивается ограждение по всему периметру трассы, чтобы никто из посторонних туда не проникал. Ну, или для начала, хотя бы в местах, где развивается высокая скорость. Трасса почти вся открытая и хорошо просматривается издалека. Это немаловажный фактор. Сравните с Одинцово, где почти все спуски закрытые. Никогда не знаешь, что тебя ждет внизу, например, скопление скейтбордистов, велосипедистов, мамоколясок, собак. Впрочем, для того, чтобы неслабо «убраться», достаточно одного препятствия.
Следует отметить, что деревья, да и то единичные, присутствуют в основном на серпантиновом кругу (и то не на всем его протяжении), а это значит, что листьев, веток и желудей будет падать на трассу немного. Правда, отсутствие деревьев лишает огромного эстетического наслаждения, какое испытываешь в лесу. А еще на открытых пространствах постоянные ветра. Но преимуществ «открытости» трассы, согласитесь, немало.
Чем дольше я беседовал с Константином Анатольевичем и Федором Борисовичем, тем глубже я понимал, что вопросы безопасности их очень волнуют. Они хотят не просто построить объект, а наиболее безопасный объект. Видно было невооруженным глазом, что в отличие от строителей других роллерных трасс, здесь люди, работая над этим проектом, ДУМАЛИ ДО ТОГО, КАК СТРОИТЬ. Да и в процессе строительства неоднократно вносили корректировки, споря и доказывая строителям о правильности своих решений, многократно проверяя их и требуя выполнения. Кстати, большую помощь в проектировке трассы оказали специалисты по гомолагации лыжных трасс Федерации лыжных гонок России Арсеньев Андрей Иванович (г.Рыбинск, «Демино») и Беломестнов Игорь Владимирович (г.Москва). Эта роллерка, несмотря на свой серьезнейший рельеф и высокие скорости на спусках, на мой взгляд, самая безопасная из того, что я видел. Конечно же, помимо технических мер безопасности, предстоит продумать комплекс организационных мероприятий, чтобы не было несчастных случаев. Это вопросы допуска спортсменов (учета их подготовленности), разумной заполняемости трассы спортсменами (чтобы они друг другу не мешали), постоянного контроля соблюдения мер безопасности. Например, юных спортсменов не следует пускать на серпантиновый круг и основной спуск. И дело не в том, хорошо или плохо сделаны спуски, а потому что не каждый юный спортсмен может справиться со своим страхом и с такой скоростью. Кроме того, очевидно, что если на трассу ринутся все желающие граждане (на роллерах, велах, скейтах, пешком и т.д.), как это происходит в Одинцово, с идеей безопасного катания можно расстаться.
Чтобы читатель до конца понимал, с какими трассами я подспудно сравнивал Плашку, я назову Головино, Одинцово, Саров, Калугу, Белгород, Петрозаводск. Эти трассы я не могу назвать полностью безопасными, особенно если асфальт мокрый. Зарубежные трассы нам не в пример (Обертиллиах, Тоблах, Бормио, Отепя): во-первых, далеко не все читатели по ним катались, во-вторых, по этим трассам никто из нормальных людей на скоростных роллерах не катается. Там даже на медленных колесах стремно. На скоростных, не считая себя, я никого там не видел. Можете зайти на данном сайте в статью про Обертиллиах, там в самом низу есть ссылка на видео, снятое мной на скоростных колесах: https://triskirun.ru/lyzherollernaya-trassa-v-obertilliaxe-obertilliach-austria/ Сравните с тем, что я выложил здесь про Плашку. Более-менее безопасной можно назвать трассу в Городке (Беларусь), построенную в прошлом году, но в дождь мне ее не доводилось проходить, а там есть одно местечко, на котором надо проявлять осторожность даже в сухую погоду.
Пока трасса на Планерной официально не открыта. Строительные работы на стрельбище еще не завершены. Доступ спортсменов запрещен. Не готов сказать, когда произойдет открытие. Может осенью этого года, может весной следующего года. В любом случае, за спортсменов Москвы, Подмосковья, Центрального Федерального округа можно порадоваться: скоро они получат возможность тренироваться на новой современной безопасной трассе. Возможно, сборные команды России тоже заинтересуются данным комплексом. В наше непростое время такими проектами у нас в стране занимаются единицы. Большое спасибо руководителям Московской Федерации профсоюзов и ОУСЦ «Планерная» за реализацию первого этапа этого проекта. Надеюсь, что сложившийся коллектив профессиональных специалистов, создавших этот проект — Царев Константин Анатольевич, Аверинцев Федор Борисович и многие их сторонники — продолжат свою работу. Дай Бог им здоровья, чтобы они успешно воплотили свои идеи в создании современного красивого лыжно-биатлонного комплекса и такой необходимой лыжероллерной трассы. Уверен, что спортивный комплекс «Планерная» с большой лыжной историей будет привлекателен для проведения всероссийских и, возможно, международных соревнований.
На фото — А.Щепёткин и К.Царев: