в

История российского велоспорта часть 1

Первые велосипеды в России появились еще в начале 60х годов XIX столетия (естественно, имеются в виду машины, имевшие основные конструктивные признаки современного велосипеда — педальный привод, одно поворотное колесо, соединенное с рулем, обеспечивающим изменение направления движения на ходу). Большинство из них завезли изза границы, но были машины и отечественного штучного производства, изготовленные как по зарубежным образцам, так и изобретенные нашими соотечественниками. Вот некоторые факты, имеющие отношение к истории распространения велосипеда на просторах России.

Всех потряс «Костотряс».

В Санкт-Петербурге первые велосипеды появились в середине 1860‑х годов. Их завезли из Франции столичные аристократы. Один из этих велосипедов, произведенный около 1867 года парижской фирмой Эрнеста Мишо (Ernest Michaux), прекрасно сохранился до нашего времени и экспонируется в музее-заповеднике «Петергоф». Эта машина, по легенде, принадлежала императору Александру II.

В Москве велосипеды впервые можно было увидеть в начале 1860‑х годов. Ими были, по некоторым данным, «костотрясы» — опять же, французского происхождения. Однако достоверно известно, что за иностранными велосипедами вскоре появились и отечественные, правда, не фабричного, а кустарно-кузнечного производства. Повторяя в общих чертах французские прототипы, они имели ряд присущих только им особенностей, что свидетельствует о том, что в России умельцы также были горазды «изобретать велосипед».

В 1868 году в Екатеринбурге появился первый велосипед, принадлежавший Ю. Раутнеру, сыну главного лесничего Уральских заводов. Он был двухколесный и сделан из дерева.

В Воронеже велосипед «дебютировал» в 1869 году. У него были деревянные, окованные железом колеса, причем переднее было больше заднего. Его привез из‑за границы В. Г. Столь — владелец большого литейно-механического завода.

Первый велосипед в Казани изготовил в 1878 году механик Генрих Богданович Мамиель в собственной мастерской по образу и подобию велосипеда циркача Леонса, дававшего в то время представления в городском саду. Велосипед был сделан из газовых труб и долго служил без поломок. Машина напоминала классический «костотряс», его колеса были обтянуты резиной прямоугольного профиля. Весил он 2 пуда 10 фунтов (36 кг).

Первый иностранный велосипед в Казань привезли в том же 1878 году.

В конце1860‑х годов один из курских виноторговцев получил из Франции деревянный велосипед и ездил на нем по специально построенной деревянной дорожке.

В Одессе весной 1878 года известный предприниматель и любитель спорта Адольф Цорн, родоначальник целого семейства великолепных спортсменов‑велосипедистов, выехал на улицы родного города на недавно привезенном из‑за границы велосипеде типа «паук». Его поездка вызвала огромный интерес среди населения города.

В Сибири первый велосипед появился в 1863 или 1864 году. Купец Рафаилов, владелец трехколесного деревянного велосипеда, проживал в Хабаровске.

Без «Жестянки» никуда.

С распространением велосипеда в России увеличивалось количество адептов нового способа передвижения. Поскольку основная часть общества настороженно относилась к велосипедистам (особенно это касалось сельского населения, которое по необразованности своей частенько принимало самокатчиков за нечистую силу), им ничего не оставалось делать, как объединяться. Вполне понятно, что наибольшее количество велосипедистов проживало в обеих столицах, в крупных губернских городах и промышленных центрах. Поскольку в те годы велосипед стоил около 300 – 400 рублей, доступен он был лишь аристократии, промышленникам и богатым купцам. Да и безопасным транспортным средством «бицикл» стал не скоро, пока что оставаясь опасным спортивным снарядом, езда на котором была весьма рискованной. Несмотря на это, уже в 1880 году в Санкт‑Петербурге зарегистрировали около пятидесяти велосипедистов.

Первое в России велосипедное общество организовали в Царском Селе — гнезде высшей столичной аристократии. Устав «Царско-Сельского кружка велосипедистов» был утвержден 4 марта 1883 года. В Санкт-Петербурге же в конце 70‑х годов образовалась группа любителей велосипеда, разработавшая устав «Санкт-Петербургского общества велосипедистов-любителей». Устав подали на утверждение петербургскому градо начальнику еще в 1880 году, но по разным причинам он несколько раз возвращался на доработку. Устав общества утвердили лишь 5 декабря 1884 года.

Москвичи опередили столицу — устав «Московского общества велосипедистов‑любителей» утвердили 31 марта 1884 года. Организатором корпорации и автором устава выступил Юлий Иванович Блок — известный московский спортивный деятель. Председателем «новорожденного» общества избрали Петра Кузьмича Прянишникова. К концу года московское общество насчитывало уже 52 действительных члена.

Корпорации организовывали общественные поездки (иногда на довольно большие расстояния), клубные вечера, способствовали получению разрешений на езду по городу на велосипеде. Чтобы спокойно ездить по улицам городов, велосипедист был обязан иметь свидетельство, разрешающее езду, и номерной знак, именуемый попросту «жестянкой». Номерной знак выдавался после обязательного экзамена на умение управлять велосипедом и оплаты налога. Причем «жестянки» действовали один год, и с началом нового сезона процесс получения свидетельства и номера повторялся. Для определения городовыми «свежести» номера, помимо выбитого на нем года, таблички последующего сезона окрашивались каждый раз в иной цвет. Нарушителей отлавливали чины полиции, препровождали в полицейский участок и безжалостно штрафовали. Следует добавить, что в 1870 – 80 годах езда по городским улицам на велосипедах во всех городах Российской империи строго запрещалась. По этой причине первые отечественные велосипедисты имели возможность кататься лишь в закрытых помещениях или же за городской чертой.

И только после многочисленных ходатайств и длительных тяжб несчастных «циклистов» со столичным градоначальством, летом 1892 года выпустили циркуляр, разрешающий езду на велосипеде по Петербургу. Однако указ сопровождался обширным списком улиц, по которым передвижение на велосипеде запрещалось под угрозой штрафа. Вслед за столицей, велосипедную езду разрешили во всех городах России.

Чей «Паук» быстрее?

В числе членов обществ были спортсмены, имеющие немалые достижения в различных видах спорта. Вполне закономерно, что вопрос: «Кто же лучший велосипедный ездок?» не давал им покоя, послужив толчком к организации первых велосипедных состязаний.

Первая в России велогонка была проведена 24 июля 1883 года в Москве на Ходынском ипподроме. Состязания проводились на одну дистанцию — 1,5 версты, но собрали рекордное количество зрителей — около 25 000 человек. Сведения об участниках спортивного праздника весьма скупы, однако история сохранила имена некоторых из них: москвичи братья Генрих и Федор Жемлички, Юлий и Людвиг Блоки, столичный архитектор Василий Агатонович Пруссаков, владелец литейно-механического завода в Воронеже Вильгельм Германович Столь, А. Андриянов из Харькова и гражданин Соединенных Северо-Американских Штатов коммерсант И. И. Лерс. Соревнования заслуженно носили статус международных — в них принимали участие несколько граждан Великобритании, австриец (видимо, имелся в виду Г. Жемличка — он имел австрийское подданство) и американец — уже упоминавшийся И. И. Лерс. Все спортсмены ехали на высоких велосипедах-«пауках». Победу одержал москвич Федор Жемличка, он стал первым обладателем почетного звания «Лучший ездок России».

Лерс И.И. Участник первой в России велосипедной гонки 24 июля 1883 года.

Следующие состязания проводились в Санкт-Петербурге на Царицыном лугу (Марсово поле) 23 и 30 сентября 1884 года и носили уже характер велосипедного праздника. В первый день было пять видов состязаний на разные дистанции. На старт вышли два десятка спортсменов‑велосипедистов на «пауках» из Москвы, Петербурга, Бологого и один — из Гамбурга. На Царицын луг пришло более 60 000 зрителей — столько публики не собирали даже высочайшие смотры войск! В 1,5‑верстной гонке по результатам жеребьевки (так как пришел «колесо в колесо» с москвичом Д. Мансуровым) победил один из учредителей общества велосипедистов-любителей петербуржец А. Игумнов. Он стал вторым всероссийским чемпионом. Гонки проводились также на дистанциях 7,5 и 15 верст для двухколесных машин и 1,5 и 3 версты — для трехколесок. Самой сложной оказалась 15‑верстная гонка. В ней участвовали четырнадцать человек, но до финиша дошли лишь двое: первым — Голи, вторым — Игумнов, причем, как стало потом известно, Голи после победы несколько месяцев болел.

На второй день состязаний погода не благоприятствовала участникам: шел дождь, и зрителей набралось всего 5 – 6 тысяч. Тогда впервые в России устроили гонку на тандемах (двухместных веломашинах) на дистанцию 1,5 версты. Тандемы были импровизированные — с двух обычных «пауков» снимались задние, меньшие колеса, а передние соединялись специальным грифом. Состязание на таких машинах чрезвычайно опасно — малейшая оплошность ездоков вела к падению с высоты человеческого роста. Опасность усугублялась и тем, что соединительные грифы получали из Москвы лишь накануне гонки, и спортсмены не имели возможности приспособиться к этой конструкции.

В гонке участвовало четверо: Игумнов ехал с Марковым, а Плеульт — с Аверьяновым. Закончил дистанцию только первый тандем, так как гонщики Плеульт и Аверьянов упали в начале второго круга.

Май 1897 года, Петербург, Каменноостровский трек. Старт гонки на три версты. Справа — В. В. Мурман («Звездочкин»). Третий справа — Д. Д. Маршалов. Крайний слева — В. А. Марков, чемпион России 1896 года.

Уточкин Сергей. Неоднократный чемпион России, рекордсмен. Карьеру начал в конце мая 1894 года. 29 июня 1897 года побил мировой рекорд на 1/3 версты, принадлежавший Полю Бурильону.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

В развивающих тренировках лыжников-гонщиков бег имеет преимущество по сравнению с лыжероллерами

В День города в Москве 10 сентября прошла гонка на выбывание