Это хорошо, когда такие известные люди делятся своим опытом работы и информацией. Предлагаю вашему вниманию взгляд на тренировочный процесс опытного тренера Николая Петровича Лопухова.
Для справки: Николай Петрович Лопухов (род. 28 февраля 1945 года, Затонск) советский и российский тренер по лыжным гонкам и биатлону. Заслуженный тренер СССР.
В 1990-е годы стал тренером женской сборной команды России по лыжным гонкам, затем работал с мужским составом. Два года по контракту работал с лыжниками в Южной Корее.
После возвращения в Россию некоторое время работал детским тренером в ДЮСШ города Одинцово, затем возглавлял мужскую и женскую юниорскую сборные России, работал с основным составом женской команды. С 2006 по 2008 год был старшим тренером мужской сборной России по лыжным гонкам в спринте.
С 2011 по 2012 год работал тренером по функциональной подготовке мужской сборной России по биатлону, затем с 2012 по 2014 год — старшим тренером.
В 2014 году был членом экспертного совета Министерства спорта РФ по зимним видам спорта. Работал тренером в ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 43» и ГКУ «ЦСТиСК» Москомспорта.
В сезоне 2017/18 стал тренером мужской сборной Белоруссии по биатлону.
Наиболее высоких результатов среди его воспитанников добились:
- Любовь Егорова — шестикратная олимпийская чемпионка (1992, 1994), трёхкратная чемпионка мира.
- Лариса Лазутина (Птицына) — пятикратная олимпийская чемпионка (1992, 1994, 1998), одиннадцатикратная чемпионка мира.
- Нина Гаврылюк — трёхкратная олимпийская чемпионка (1988, 1994, 1998), шестикратная чемпионка мира.
- Наталья Фрей (Фурлетова) — двукратная чемпионка Универсиады 1985 года, серебряный призёр чемпионата мира 1996 года.
- Максим Цветков — чемпион мира 2017 года, чемпион Европы 2014 года.
Так что опыта работы со спортсменами самого высокого класса ему не занимать. Вот его взгляды на подготовку.
Обзор и анализ развития специальной выносливости, силовой подготовки и совершенствования техники лыжных ходов лыжников-гонщиков и биатлонистов.
Совершенствование системы воспитания специальной выносливости имеет важнейшее значение для повышения уровня мастерства спортсменов во многих видах спорта.
Специальная выносливость — способность спортсмена выполнять специфическую нагрузку в течении времени, обусловленного соревновательными дистанциями в лыжных гонках и биатлоне. Основным условием ее воспитания является объем выполняемой тренировочной нагрузки различной интенсивности. Иными словами, рост специальной выносливости зависит от оптимального соотношения между общим объемом нагрузки в основных средствах подготовки и объемом скоростной работы.
Интенсивность тренировочной нагрузки, проявляется в реакции организма на выполняемую работу. Далее Николай Петрович указывает конкретные пульсовые режимы. Для тех, у кого нет возможности контролировать ЧСС ПАНО в лабораторных условиях и уровень лактата, попробую перевести эти цифры в проценты от ЧСС максимального.
1-я зона: Аэробно-восстановительная: ЧСС — до 140 уд/мин. Лактат — до 2 ммоль (прим.автора: ЧСС 65-75% от максимального значения). Упражнения в этой зоне нагрузки применяются для активного отдыха, оздоровления, разучивания отдельных элементов техники лыжных ходов и техники стрельбы. Удельный вес в годичном цикле составляет 15-25% от общего объема.
2-я зона: Аэробно-тренирующая: ЧСС — аэробный порог 150+5уд/мин. Лактат 2,5-3,5 ммоль (прим.автора: ЧСС 76-85% от максимального значения). Упражнения направлены на развитие общей (базовой) выносливости, на развитие аэробных (дыхательных) механизмов энергообеспечения. Продолжительность одноразовой работы от 3 и более часов. Удельный вес в годичном цикле составляет 40-50% от общего объема.
3-А зона: Смешанная зона с аэробной направленностью: ЧСС — анаэробный порог 170+ 5 уд/мин. Лактат 4-6 ммоль (прим.автора: ЧСС 86-92% от максимального значения). Упражнения направлены на развитие функциональных основ специальной выносливости. Продолжительность одноразовой работы 1-1.30час. Объем нагрузки данной интенсивности составляет 15-25% от общего объема циклической нагрузки.
3-В зона: Смешанная зона с анаэробной направленностью: ЧСС — анаэробный порог +10 ударов пульса 180+5 уд/мин. Лактат 6-8 ммоль (прим.автора: ЧСС 92-94% от максимального значения). Упражнения направлены на развитие специальной скоростной выносливости. Продолжительность одноразовой работы от 30 мин до 1 часа. Объем нагрузки данной интенсивности составляет 5-10% от общего объема циклической нагрузки.
4-ая зона: Анаэробно тренирующая: ЧСС более 180 уд/мин. Лактат свыше 8 ммоль (прим.автора: ЧСС более 94% от максимального значения). Упражнения направлены на развитие скоростных возможностей. Продолжительность одноразовой работы 20-30мин. Объем нагрузки данной интенсивности составляет до 5% от общего объема циклической нагрузки.
Специальная выносливость с педагогической точки зрения представляет собой многокомпонентное понятие, ибо уровень ее развития взаимосвязан с рядом факторов. К числу основных относятся:
- Общая выносливость;
- Скоростные возможности;
- Продуктивность технического мастерства;
- Подготовленность опорно-двигательного аппарата и другие.
Анализ литературных источников показывает, что в спортивной педагогике нет единства мнений по вопросу оптимальных границ скорости выполнения тренировочных упражнений при совершенствовании специальной выносливости спортсмена. Однако большинство авторов подчеркивает только один признак, а именно: целесообразную степень повышения средней соревновательной скорости. Для развития специальной выносливости применяются равномерный, переменный, интервальный, повторный методы, различные их сочетания, а также соревновательный метод. Понятно, что на различных этапах и в разные периоды подготовки соотношение методов, их удельный вес, изменяются в зависимости от направленности тренировочного процесса. Но выбор методов всегда подчиняется решению оной из главных задач — достижению высокого уровня развития специальной выносливости.
В процессе многолетней и круглогодичной подготовки спортсмена, в зависимости его индивидуальных особенностей развития и специальной подготовленности, может иметь место как узко направленное использование методов и средств тренировок, так и широкая их вариативность, обеспечивающая разностороннее воздействие.
В процессе воспитания специальной выносливости необходимо добиться повышения способности спортсмена справляться с нагрузкой высокой интенсивности в условиях изменения постоянства внутренней среды организма (фаза «скрытого утомления»). Таким образом, методика воспитания спец. выносливости спортсмена должна быть направлена на:
- Развитие способностей во время соревнований выполнять интенсивные нагрузки, удлиняя при этом фазу «скрытого утомления», для чего в подготовке предусматривается тренировочная работа на фоне текущего утомления;
- Выработку умения пользоваться широкой вариативностью скоростей передвижения в процессе спортивной борьбы;
- Постоянное повышение уровня развития основных компонентов специальной выносливости при их оптимальном сочетании;
- Достижение необходимой экономизации в специфической мышечной работе;
- Сохранение устойчивого психологического состояния биатлониста.
В последнее время все большее внимание привлекает точка зрения, согласно которой высокая работоспособность спортсмена определяется специфическими внутримышечными изменениями, значительным увеличением общей массы митохондрий ( внутриклеточные структуры, органеллы клетки, имеющие сложные внутренние строения, их основное назначение — образование молекул АТФ при окислении) в работающих мышцах и повышении способности мышц использовать поступающий с кровью кислород для синтеза АТФ.
Характерной особенностью ориентации процесса воспитания специальной выносливости у спортсменов высокой квалификации является повышение эффективности реализации имеющихся возможностей и постоянный их рост.
Годичный макроцикл подготовки разбит на определенные этапы и мезоциклы. Ниже остановимся на построении мезоциклов и микроциклов по развитию специальной выносливости в подготовительном периоде (июнь-июль-август), из опыта подготовки высококлассных спортсменов Лазутиной Л., Егоровой Л., Резцовой А., Гаврилюк Н., Ботвинова М., Прокуророва А., а также экспериментальной команды по биатлону г.Москвы-Сочи 2014г.(Лапшин Т., ДюжевД., Цветков М., Чернышов А.,Корнев А., Слепов А., Абрамова О.)
В основе системы подготовки лежит биологически обоснованная система спортивной тренировки ( БОССТ, автор д.м.н. Ю.П.Сергеев).
Ниже опишем схему мезоцикла:
В конце учебно-тренировочного сбора проводится тест по определению зон относительной интенсивности на лыжероллерах, дистанция 5км.:
- Разминка 30 мин. (передвижение на л/роллерах, общая и специальная гимнастика)
- 1 круг со скоростью 2 зоны относительной интенсивности ( лактат +- 2-3 ммоль обычное тренировочное передвижение) на финише фиксируется: — время прохождения круга, — три пульса за 10 сек., а именно финиш 0-10 сек.; 30-40сек.; 60-70 сек. -лактат (через минуту — полторы после финиша) — Между рабочими кругами 10 минут восстановительное передвижение
- 2 круг со скоростью 3А зоны относительной интенсивности (лактат 4-6 ммоль смешанная зона с аэробной направленностью) Повторение всех процедур. — 10 минут восстановительное передвижение
- 3 круг со скоростью 3В зоны относительной интенсивности ( лактат 6-8 ммоль смешанная зона с анаэробной направленностью) Повторение всех процедур — 10 минут восстановительное передвижение
- 4 круг- Контрольная тренировка (максимальная реализация ) Повторение всех процедур
- Заминка 30 мин.
Через день – восстановительно-настроечного направления- проводится «переводная» тренировка (непрерывная специфическая нагрузка — лыжероллеры (бег имитация) предельной длительности до «отказа» на уровне анаэробного порога, ориентировочно со скоростью 90% от индивидуальной максимальной скорости, показанной на контрольной тренировке, лактат 3,5-4,5 ммоль). Контроль: фиксация времени прохождения кругов, пульс, лактат по ходу тренировки. Задача этой тренировки перевести организм на новый адаптационный виток, т.е. вызываемая физическая нагрузка истощает энергетические ресурсы организма ( нарушение гомеостаза) выступает в качестве причинного условия для избыточного (сверх) восстановления и перевода организма на новый, более высокий уровень специальной работоспособности (Н.Н.Яковлев 1971; С.П. Летунов 1966; А.А. Виру 1980; А.Р. Воробьев 1977) (заставить организм работать через «не могу», выжать себя как лимон).
После «переводной» тренировки герои России Л.Лазутина, Л.Егорова и другие отмечали — «чувствуем себя героями».
Пример по объему:
- Старые лыжероллеры: 40км (трубчатые лыжероллеры).
- Бег с прыжковой имитацией: 30-40км (большая нагрузка на опорно-двигательный аппарат).
- Современные лыжероллеры: +/- 70км.
В подготовке биатлонистов в тестовой тренировке после каждого режима на финише проводили стрельбу лежа и стоя. «Переводную “ тренировку проводили сериями со стрельбой.
В домашний период подготовки, когда атлеты после тренировочного сбора разъезжаются по домам, в течении 6-8 дней проводятся тренировки в первой и второй зонах интенсивности, ОФП и СФП восстановительно- поддерживающего характера. Развивающие циклические тренировки ЗАПРЕЩЕНЫ !!!
После восстановительного микроцикла основная тренировочная работа проводится на учебно-тренировочном сборе.
В основе построения микроциклов лежит параллельное развитие специальной выносливости, т.е. начиная с июня месяца спортсмены проводят развивающие тренировки в специфических упражнениях в третьей и четвертой зонах относительной интенсивности (как правило это второй и пятый дни в семидневном микроцикле) в остальные дни проводятся: аэробные тренировки, совершенствование техники лыжных ходов, развитие ОФП и СФП.
Источник информации: Н.П.Лопухов, заслуженный тренер СССР и России (2015).
Продолжение следует.