в , ,

Влияние температуры воздуха на работоспособность и эффективность при работе ДП

Гонки проходят в различных погодных условиях и в мороз и в оттепели. Гонщики часто используют одну и ту же гоночную одежду в этих различных условиях. Последнее время гонщики  все чаще стали использовать в классических гонках ОБХ (одновременный бесшажный ход) или как его стали называть ДП (от double poling). Влияет ли внешняя температура на эффективность ДП, если гонщики одеты в одни и те же гоночные комбинезоны? И что нужно делать, чтобы избежать негативных воздействий низких температур.

Цель: Изучить влияние внешней температуры на эффективность и экономичность ДП, определить МПК при субмаксимальных и максимальных усилиях, если гонщики одеты в одинаковую гоночную одежду. Два тестирования при температурах -15 градусов и +6 градусов.

Методы: 13 норвежских лыжников-гонщиков национального уровня участвовали в следующем эксперименте. В обоих тестах лыжники были одеты в стандартный набор одежды (термобельё + лайкровый комбинезон).

Первый день включал стандартную 10 минутную предсоревновательную разминку, после чего все гонщики выполняли следующий тест при внешней температуре -15 градусов и ветре 4 м/с:

  1. 5 минут работы ДП на субмаксимальной интенсивности (Sub1)
  2. 20 минут работы ДП темповая работа в максимальной для данного спортмена интенсивности
  3. 8 минут работы на восстановление
  4. 5 минут работы ДП на субмаксимальной интенсивности (Sub2)
  5. Тест на работу ДП до отказа с повышающейся ступенчато интенсивностью (Max)

Второй день включал стандартную 10 минутную предсоревновательную разминку, после чего все гонщики выполняли следующий тест при внешней температуре +6 градусов и ветре 4 м/с:

  1. 5 минут работы ДП на субмаксимальной интенсивности (Sub1)
  2. 20 минут работы ДП темповая работа в максимальной для данного спортмена интенсивности
  3. 8 минут работы на восстановление
  4. 5 минут работы ДП на субмаксимальной интенсивности (Sub2)
  5. Тест на работу ДП до отказа с повышающейся ступенчато интенсивностью (Max)

В процессе тестирования измерялась внешняя температура кожного покрова и мышц и внутренняя температура тела. Измерялась мощность работы, уровни МПК, кардио-респираторные характеристики.

Результаты: Температура кожного покрова и мышц серьезно понижалась при низкой внешней температуре по сравнению с работой при плюсовой температуре (р<0,05). Хотя внутренняя температура тела имела тенденцию к возрастанию в обоих случаях, увеличение внутренней температуры тела при холодной температуре было почти на полградуса меньше.

Зафиксировано снижение на 5% средней выходной мощности во время 20-минутной темповой работы при низкой температуре. Особенно сильное снижение мощности отмечается в первые 8 минут тестирования (р<0,05).

Экономичность работы ДП снизилась во время субмаксимальной работы Sub2 по сравнению с первым отрезком Sub1 в обоих случаях (p<0,05). Однако при низких температурах это снижение более значительное, в среднем на 3,7% выраженнее, чем при плюсовых температурах (p<0,05). Пиковые значения МПК, достигнутые во время тестирования не зависели от внешней температуры.

Выводы: При использовании одинаковой стандартной гоночной одежды при низких температурах при ДП наблюдается понижение температуры кожи и работающих мышц. Все лыжники имеют структуру тела с пониженным содержанием жира и большой коэффициент отношения площади тела к объёму тела. Несмотря на огромные аэробные возможности внутренняя рабочая температура тела достигает рабочих значений с запозданием. Как следствие этого, отмечается снижение работоспособности, эффективности и экономичности работы ДП при низких температурах воздуха. Это сильно связано со значительным снижением выдаваемой мощности работы ДП во время первой половины теста (или стартового разгона). Во время гонок ДП при низких температурах нужно обращать особое внимание на предсоревновательную разминку (увеличение длительности и повышение качества), чтобы нивелировать снижение мощности работы ДП во время начального этапа гонки. Также можно оптимизировать данные потери мощности за счёт внесения изменений в используемую гоночную одежду. Необходимо корректировать одежду верхнего плечевого пояса и туловища в сторону большего утепления. Это поможет избежать потерь мощности на начальных этапах гонки.

References: Wiggen ON, Heidelberg CT, Waagaard SH, Faerevik H, Sandbakk O (Dec. 2015).

Автор публикации Сергей Иванов

Безвыходных ситуаций не существует. Существуют люди не желающие искать выход.

Ответить

Добавить комментарий

Отчет о SkiGrom Night 15K 2016

Торд Асле Йердален и Бритта Юханссон-Норгрен — новые чемпионы Марчалонги