Хочу рассказать как устроена система подготовки молодых лыжников-гонщиков в Швеции. Возможно этот материал будет интересен нашим тренерам спортивных школ. Ведь не секрет, что у нас вырастает много хороших юниоров, но они почему-то теряются при переходе во взрослые гонки. Или совсем завершают ещё не начавшуюся спортивную карьеру.
О том как устроена система подготовки молодых лыжников-гонщиков рассказывает Бенгт Стоттин (Bengt Stattin). Он один из известных тренеров Швеции, который работал в лыжной гимназии Соллефтеа (Sollefteå Ski Gymnasium). Это одна из нескольких специализированных гимназий, где учатся и тренируются молодые лыжники. Я бы сказал, что это спортивная школа плюс ШВСМ в одном лице. Конечно, программа подготовки — это живой процесс, и сегодня появились новые направления, над которыми работают тренеры и методисты. Например неотвратимое движение классической техники в сторону одновременных ходов, преимущественно на лыжах без мази держания. Или более чёткое отслеживание перегрузки и перетренировки с помощью новых научных и технических возможностей. Однако общие методические и педагогические направления остаются.
Бенгт Стоттин выделил несколько аспектов системы подготовки молодых лыжников-гонщиков в Швеции. Конечно существуют и другие взгляды на весь процесс подготовки, но данная сложившаяся система приносит результаты и большинство лидеров национальной команды Швеции прошли через эту систему.
- Общие вопросы философии тренировочного процесса молодых лыжников Швеции
- Модель лыжных гимназий как модель развития
- Профиль чемпиона мира
- Участие в международных соревнованиях
Основные принципы обучения и тренировки молодых лыжников-гонщиков:
1. Максимальное внимание нужно уделять спортсменам в возрасте 16-24 года, чтобы обеспечить возможность оптимального и непрерывного роста результатов.
2. Тренировка на выносливость относительно простая. Однако нужно применять новые научные разработки и подходить к тренировочному процессу творчески. Нужно научить спортсмена слушать свой организм, определять степень усталости и реакцию на нагрузку.
3. Сначала закладывается основа. Нужно создавать для спортсмена отличные возможности для тренировок. Нужно создавать прочную доверительную связь тренер — спортсмен. Нужно, чтобы спортсмен участвовал в процессе подготовки.
4. Максимальные аэробные способности должны непрерывно расти на протяжении карьеры спортсмена. Для этого нужен постоянный контроль и баланс в дитанционной и интервальной работе с юными спортсменами.
5. Тренировочный процесс строится так, чтобы тренировочные стимулы обязательно сопровождались восстановлением, что ведёт к долгосрочной адаптации. Тренировки строятся на основе 2-х или 3-х дневных блоков с 2-мя или 3-мя днями отдыха в неделю.
6. Тренировка верхней части тела должна строиться аналогично тренировкам нижней части тела, используя такой же арсенал дистанционной и интервальной работы. Однако всю работу нужно строить на основе научных знаний.
7. Обучение спортсменов. Для того, чтобы спортсмен активно участвовал в тренировочном процессе, нужно обучать спортсменов основам физиологии, методикам тренировок, питания, психолигии. Он должен знать зачем и почему это делается.
8. Научить спортсменов как распознавать признаки перетренировки и определять степень нагрузки и усталости.
9. Обучать технике лыжных ходов с точки зрения общего плана. Исправлять главные ошибки, которые помогут решить мелкие проблемы. Максимальное использование видеозаписей.
10. Не заставлять а направлять и поддерживать спортсмена. Он должен сам понять, что нужно очень упорно трудиться.
Рассмотрим общие принципы подготовки более подробно. Об этом в следующий раз.